По итогам саммита прикаспийских государств в Тегеране будет подписана декларация, однако реального соглашения о статусе Каспийского моря достигнуто не будет. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил заместитель главы фонда "Нораванк", эксперт Севак Саруханян.

По его словам, невозможность достижения окончательного соглашения по этому вопросу, прежде всего, обусловлена позицией Ирана, которому достается самая обделенная часть каспийского бассейна. Саруханян напомнил, что Иран всегда выступал за решение вопроса статуса с учетом исторических границ, географической специфики и политического аспекта, связанного с распадом СССР, в связи с чем в новых политических условиях советско-иранские договоренности не могут служить основой для определения статуса Каспия. Он заметил, что вопрос для Ирана достаточно важный, поскольку окончательное решение статуса Каспия будет иметь серьезное стратегическое значение для региона и может расширить возможности создания новых форматов военно-стратегического сотрудничества в регионе, в том числе и с участием США. Иран будет лавировать в этом вопросе до тех пор, пока все остальные прикаспийские государства не закрепят статус Каспия посредством двусторонних и многосторонних соглашений, каковые уже существуют между Россией и Азербайджаном, Россией и Казахстаном.

Комментируя факт того, что президент России впервые посетил Иран за столь длительное время и этот визит совпал с проведением саммита, Севак Саруханян заметил, что если учесть тот факт, что долгое время Россию возглавляли не только генеральные секретари, то после 1943 года страну несколько раз посещали первые лица СССР - Подгорный, Косыгин, а иранский шах дважды посещал Россию. Нынешний визит Путина в Иран является и посещением, и непосещением Ирана, поскольку цель визита - участие во многосторонней встрече, которая территориально проходит в ИРИ. "Шум, поднятый российских СМИ вокруг возможного покушения на жизнь Владимира Путина, на мой взгляд, имеет цель продемонстрировать, что визит Путина в Иран - не визит Уго Чавеса. Путин не едет в страну-союзницу, он едет в страну, в которой могут совершить покушение на него", - заметил Саруханян, добавив, что если бы этот саммит проходил в иной стране, то визита Путина в Иран не было бы. Он также предположил, что в ходе переговоров Путин-Ахмадинежад каких-либо решений иранского "ядерного вопроса" не будет. "Ключи решения проблемы находятся в Тегеране и Вашингтоне, но не в Москве", - заключил Саруханян.