Эпоха Владимира Путина не закончится одновременно с его президентскими полномочиями, заявил корреспонденту ИА REGNUM таджикский политолог Парвиз Мулладжанов, комментируя последние заявления Путина.

По мнению Мулладжанова, заявление президента РФ о согласии идти на выборы в списке "Единой России" и о возможности занятия им должности премьер-министра свидетельствуют о следующем: "Первое - это лишь последнее и окончательное подтверждение желания Путина остаться у руля власти. В наличии подобного стремления у президента и его окружения никто всерьез не сомневался - интрига заключалась в том, какую именно стратегию изберут кремлевские политтехнологи для достижения этой цели. Вариант передела Конституции и продления полномочий Путина на третий срок на среднеазиатский манер выглядело бы уж слишком грубым и прямолинейным действием, не соответствующим желаемому имиджу страны. С этой точки зрения, постоянно раздававшиеся из уст "общественности" в лице Сергея Миронова и Рамзана Кадырова предложения о переделе Конституции лишь подчеркивали демократический образ президента, который столь же постоянно от третьего срока отказывался. Теперь мы знаем, почему отказывался - видимо, в разработке был уже другой, более приемлемый, с точки зрения сохранения демократического имиджа страны, образец политтехнологии", - отметил Мулладжанов.

Политолог отметил: "Владимир Путин в любом случае идет на выборы и, естественно, формирует большинство в парламенте. Как будут развиваться события после этого? Здесь возможны три варианта: Первый вариант- "от премьерства к президентству". О его возможности впервые заговорили еще в 2004 году, сразу после бесланских событий. В этом случае Путин после выборов в парламент получает должность премьер-министра, а через четыре года, вновь избирается президентом. Непременным условием реализации данного варианта является избрание на президентских выборах 2008 года "своего" человека, так называемого "преемника", который в качестве временной фигуры согласится на следующий срок уступить свое кресло Путину. В качестве кандидата на роль преемника эксперты называют в основном три фигуры - Сергея Иванова, Дмитрия Медведева и теперь Виктора Зубкова. В пользу последнего говорит несколько фактов. Во-первых, его уже усиленно и явно раскручивают (еще в конце сентября, по данным ВЦИОМ, рейтинг Зубкова уже достигал 6 процентов. Для сравнения, Путин в начале своего премьерства имел всего 2%. Во-вторых, Зубков намного старше, менее амбициозен и менее харизматичен по сравнению с остальными кандидатами, за ним не стоит влиятельного окружения, а потому он более подходит на роль временной фигуры. Слабое место данного варианта в том, что преемник, даже не очень харизматичный и влиятельный, может за время президентства поднабрать популярности, обрасти связями, обзавестись "семьей", и, в конце концов, отказаться уступить свое место. Еще один момент смущает в данном варианте - вы можете представить себе Путина, докладывающего, по-ученически сложив перед собой руки, новоизбранному президенту о "достижениях и недостатках"? Я нет. Еще труднее представить себе Зубкова, отчитывающего премьер-министра Путина за "отдельные недостатки в работе правительства". Психологически подобная ситуация будет одинаково трудна для обоих, даже если представить, что один из них будет создавать видимость, что отчитывается, а другой делать вид, что отчитывает".

"Второй вариант - от президентской к парламентской республике. В этом случае произойдет передачи власти премьер-министру, избираемому парламентским большинством. Здесь все просто - ведомое Путиным большинство в Думе сначала утверждает на должность премьер-министра, а потом инициирует передел полномочий в пользу последнего (возможна и обратная последовательность). В данном случае, премьер-министр, не ограниченный никакими сроками, сможет править сколь угодно долго. Правда, в этом случае, придется подкорректировать Конституцию - скорее всего, в ходе общенародного референдума, в результатах которого не приходится сомневаться. Эффективный с точки зрения политтехнологии вариант, но не новый. В разное время его примеряли на себя украинский президент Леонид Кучма, узбекский Ислам Каримов и Туркменбаши. Кучма не извлек от этого никакой пользы для себя лично (как, судя по всему, и Украина), а его среднеазиатские коллеги отбросили данный вариант за ненадобностью, просто продлив свои полномочия".

"Третий вариант - программа минимум. Возможно, Путин и не захочет стать премьер-министром, а предпочтет просто дождаться следующих выборов в кресле спикера Государственной Думы или лидера парламентской фракции. В этом случае, опять же понадобится протолкнуть на пост президента своего преемника, который "придержит" для него президентское кресло до следующих выборов. Вполне реальный и наиболее простой с технической точки зрения вариант, ибо трудно представить, чтобы большинство населения не проголосовало за Путина, пожелай он вернуть себе пост президента через четыре года. Однако, данный вариант может оказаться неприемлемым для тех людей из окружения Путина, которые желали бы сохранить в его руках реальные рычаги власти, чтобы подстраховать себя от передела собственности и других возможных последствий смены власти", - счтает Мулладжанов.

Политолог считает, что трудно сказать, какой из вышеперечисленных вариантов развития событий окажется наиболее реальным. "Возможно, политические советники Путина предложат к осуществлению и четвертый вариант. Ясно одно - эпоха Владимира Путина не закончится одновременно с его президентскими полномочиями, но займет, как минимум, еще десятилетие", - заявил Парвиз Мулладжанов корреспонденту ИА REGNUM.