Российский историк, автор книги "Миф о геноциде: репрессии советских властей в Эстонии (1940-1953)" Александр Дюков опровергает данные о геноциде эстонского народа. Как заявил Александр Дюков на презентации своей книги в пресс-центре ИА REGNUM 25 сентября, изложенные эстонскими специалистами-историками факты о геноциде "противоречивы и не подтверждены документально".

Так, эстонские эксперты указывают разные данные о количестве репрессированных - называя одну цифру: 35 тыс арестованных - историки указывают различные временные рамки. По одним данным, в этом случае речь идет о репрессиях, начиная с 1944 года, по другим - с 1940 года.

Данные эстонских исследователей противоречат друг другу, прежде всего, в количественном плане. Историки называют разные данные о числе граждан, подвергшихся репрессиям и преследованиям: по некоторым сведениям, депортация 1941 года сопровождалась "массовой смертностью", "было убито несколько сотен человек", однако документы архивов советских спецслужб, который изучил Дюков, свидетельствуют о том, что во время депортации были убиты двое человек при попытке сопротивления. "Таким образом, - подчеркнул автор книги, - никакой массовой смертности не было". Преувеличение данных о количестве погибших и репрессированных стало причиной возникновения мифа о геноциде эстонского народа, тогда как, утверждает Александр Дюков, события тех лет не могут рассматриваться как геноцид.

При написании книги Александр Дюков использовал как новые документы из российских архивов и архивов ФСБ, так и прежние сведения о событиях в Эстонии 1940-1950 годов. В процессе написания монографии он сопоставлял информацию так называемых "экспортных историков" (эстонских специалистов, публиковавших данные о репрессиях на других языках) с данными архивов. При этом, как сказал Дюков журналистам, свидетельства очевидцев нельзя считать абсолютно достоверным источником сведений о событиях тех лет: "если документы не изменяются с течением времени, то на свидетелей влияют многие привходящие факторы", в том числе, и общий информационный фон вокруг проблемы.

Дюков выразил недоумение в связи с тем, что эстонские специалисты не обращаются к тем архивным документам, которые использовал он при написании книги. По его словам, архивы доступны широкому кругу читателей, многие архивы дублируются в России и Эстонии. "Почему эти документы до сих пор не использованы в исследованиях - вопрос только с эстонским историкам", - отметил Александр Дюков.

Он подчеркнул, что счел для себя необходимым обратиться к теме репрессий эстонского народа после выхода "Белой книги" об оккупации, и после того, как эстонские власти приравняли советскую символику к нацистской. "Приравнивание я ощутил как личное оскорбление, - подчеркнул автор книги. - Моя монография доказывает, что претензии эстонских властей оказались необоснованными".

Как ранее сообщалось, книга состоит из разделов: "Репрессии с июня 1940-го по начало июня 1941 года", "Июньская депортация 1941 года", "Репрессии начала войны", "Послевоенные репрессии, 1944-1952 годы". В приложении публикуются документы карательных органов Эстонской ССР и СССР.