Проблема гендерного дисбаланса в политических и бизнес кругах Киргизии возникла из-за того, что принципы гендерного равенства воспринимаются как насаждение западных ценностей, а не представление их как общечеловеческих - такого мнения придерживаются эксперты Института по освещению войны и мира. Об этом говорится на сайте Института.

В настоящее время в парламенте Киргизии нет ни одной женщины депутата, а в правительстве только две женщины занимают министерский пост, отмечает корреспондент ИА REGNUM. Мира Карыбаева, представитель Агентства социальных технологий, объясняет, что гендерный дисбаланс в политике - следствие неравномерного первоначального накопления капитала после приобретения Киргизией независимости в 1991 году, который "оставил женщин вне распределения ресурсов". Отсутствие попыток корректировки этого дисбаланса может привести к усугублению социального кризиса, считает Карыбаева. "Без женщин в политике в социальной сфере никаких прогрессов не может быть, идет многократный откат по сравнению с показателями советского периода, материнская и детская смертность являются рекордными, никаких мер для поддержки семьи не предпринимается, - отмечает она. - До тех пор, пока женщин не будет в политике, ситуация будет идти в том же русле, кризис будет нарастать".

О том, что "отсутствие женщин в политике неминуемо ведет к расшатыванию устойчивости самого государства", говорит и председатель Форума женских НПО Нургуль Жанаева. Жанаева считает необходимым начать разработку специального законодательства, нацеленного на привлечение женщин в политику, в том числе гендерного квотирования в парламенте, в исполнительных органах власти. Эксперт также подчеркивает, что в Киргизии, где "сильно развиты патриархальные нормы", необходимо проводить широкомасштабную информационно-просветительскую кампанию.

Однако профессор и политолог Зайнидин Курманов считает неправильным подход к политике гендерного равенства, как к западной идее, чуждой "патриархальной" Киргизии. Гендерная политика должна подаваться как общечеловеческая историко-культурная норма, считает политолог. "Сейчас политика гендерного равенства внедряется как достижение западной, общеевропейской мысли. Результат был бы иным, если бы разъяснялось, что это не попытка навязывать Киргизии какие-то западные модели, а возврат к своим национальным культурным историческим корням. В любом кочевом обществе роль женщины была достаточно высока", - отмечает Курманов.