Сегодня на семинаре на базе Самарской областной организации инвалидов-колясочников ООИК "Десница" социологи представят первый вариант модели социологических исследований для последующей разработки на их основе стандартов услуг инклюзивного образования, сообщает корреспондент ИА REGNUM-ВолгаИнформ. В семинаре участвуют представители НКО и исследовательских институтов из 5 регионов России: Москва, Самара, Саратов, Ижевск, Казань - участников проекта "Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов".

Впервые для поиска решения проблемы совместного обучения детей с инвалидностью и без будут использованы социологические исследования. Разработка будет осуществляться в рамках проекта "Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов". Цель проекта - разработка стандартов образовательных услуг для детей с инвалидностью. Проект осуществляется в пяти регионах (Москва, Самара, Саратов, Ижевск, Казань) силами общественных организаций и исследовательских институтов.

Проблема доступности образования - одна из самых острых для детей с инвалидностью. По закону только около 5 лет назад у родителей появилось право самим решать, где учиться их ребенку: в коррекционной школе или в обычной. Раньше такой возможности они были лишены, и медико-социальная экспертиза решала, обучаем ребенок или нет. На практике, обучение детей с инвалидностью в обычных массовых школах и вузах - редкое исключение. Дети с ограниченными возможностями вынуждены обучаться либо в школах-интернатах и коррекционных школах, либо на дому. По мнению экспертов, это происходит по трем основным причинам: отсутствие необходимых условий в учреждениях образования, отсутствие специальной подготовки педагогов, психологические барьеры как людей без инвалидности к людям с ограниченными возможностями, так и наоборот.

Модель, которая будет разработана на основе исследований, должна не только устранять эти причины, но учесть вопросы трудоустройства людей с инвалидностью после обучения. Как отмечают участники семинара важно, чтобы потом люди с ограниченными возможностями смогли найти себе достойное место в обществе и чувствовать себя полноправными его членами. Поэтому по мнению саратовских участников семинара, важно исследовать не только образовательные потребности детей с разными формами инвалидности, но и существующий рынок труда. Предполагается, что в результате проекта будут описаны лучшие модели инклюзивного образования и даны рекомендации по разработке образовательных услуг для детей с инвалидностью. Кроме того, в регионах будут созданы рабочие группы по внедрению модели инклюзивного образования, в которые войдут представители государственных структур.

В России инклюзивные технологии начали использовать недавно, и широкого применения они пока не получили. Первой стала Москва, где сегодня существуют детские сады и школы, где дети с инвалидностью и без воспитываются и обучаются вместе. В такие заведения родители обычных детей выстраиваются очереди, считая, что это позволит их детям вырасти более человечными. В Самаре тоже есть случаи совместного обучения детей с инвалидностью и без. В частности, в филиале Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ) учатся 8 студентов-инвалидов.