Сегодня, 18 января, в Конституционном суде РФ состоялось заседание по рассмотрению жалобы жительницы Сарова (Нижегородской области) Татьяны Баныкиной о проверке конституционности ст. 15 ФЗ "О бюджете фонда социального страхования на 2002 год", принятого Госдумой 18 января 2002 года, согласно которой максимальный размер пособия по беременности и родам не может превышать 11 тыс. 700 рублей, сообщает корреспондент ИА REGNUM с места событий. Истица считает, что данный закон ущемляет интересы ее и других беременных женщин и матерей, чей среднемесячный доход превышает 11 700 рублей.

"Закон РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" направлен на защиту будущих матерей, гарантирует им пособие по беременности и родам в размере их среднего заработка. Ст. 15 Закона РФ "О бюджете фонда социального страхования на 2002 год" направлена на ущемление прав беременных женщин и матерей. Женщина, имеющая среднемесячный доход более 11 тыс. 700 руб., уходя в отпуск по беременности и родам, согласно ст. 15 Закона "О бюджете фонда социального страхования на 2002 год" получает пособие в размере, существенно меньшем достигнутого ею уровня заработной платы. Таким образом, государство, обязанное согласно Конституции, обеспечить государственную поддержку семьи, защитить материнство, вместо предоставления каких-либо дополнительных гарантий, которые женщина не имела до беременности, намеренно ущемляет права женщин, лишает их заработанного ими же дохода, тем самым, обрекая женщину на проживание в период до и после родов в условиях, менее обеспеченных, чем до беременности", - сообщила Татьяна Баныкина на судебном заседании.

По ее мнению, такой подход не оправдан, так как, уходя в декретный отпуск (10 недель до и 10 после родов), женщина несет еще и дополнительные расходы на обеспечение ребенка всем необходимым. Баныкина не стала скрывать от суда, что зарабатывает выше указанной суммы, и согласно общему правилу, сформулированному в ст.8 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", рассчитывала на выплату 100% пособия, из расчета среднего заработка по месту работы. Суд первой инстанции, куда она обратилась с заявлением на неправомерные действия Фонда социального страхования, ее жалобу удовлетворил, однако суд второй инстанции - Нижегородский областной - отменил решение Саровского горсуда, сославшись на норму закона, который устанавливает верхний предел размера пособия. Именно эту норму заявительница и посчитала неконституционной, и обратилась с жалобой в КС РФ.

Однако, представители Госдумы и правительства РФ в Конституционном суде с этой позицией заявительницы не согласились. По мнению Михаила Барщевского, представителя правительства РФ, по предлагаемой заявительницей схеме молодые матери и их дети ставились бы в крайне неравное положение. По словам Барщевского, работница газовой отрасли в 2002 году зарабатывала 30-40 тыс. рублей, а учительница - около 3 тыс. рублей, и компенсируя каждой из них 100% заработка, положение их было бы неравным. Кроме того, единый социальный налог выплачивается по регрессивной шкале, в противном случае, отмену ограничений по сумме пособий пришлось бы совместить с получением налога для тех, кто получает большие зарплаты.

Представитель Госдумы Елена Мизулина отметила в зале суда, что ограничение предела пособия привело бы к многочисленным злоупотреблениям, тем не менее, памятуя о государственной программе по увеличению рождаемости, считает, что "исходя из демографической ситуации, ограничения могут быть сняты". Поддержала заявительницу лишь представитель Совета Федерации Елена Виноградова.

Заметим, что на данный момент, максимальный размер пособия составляет 16 тыс. 123 рубля.