14 ноября в Самаре состоялась конференция "Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра", сообщает корреспондент ИА REGNUM-ВолгаИнформ. Конференция организавана Самарской общественной организацией инвалидов-колясочников "Десница", Департаментом образования городского округа Самара и Региональной общественной организацией инвалидов "Перспектива" (г. Москва) при финансовой поддержке Агентства Международного развития США (USAID/Россия) и Благотворительного Фонда поддержки инициатив гражданского общества "Точка опоры".

Только в Самаре 13 тысяч детей с ограниченными возможностями, и одна из самых больших проблем для этих детей - недоступность образования. Международный подход образования детей-инвалидов - развитие системы инклюзивного образования, предполагающего совместное обучение детей с инвалидностью и без в обычных общеобразовательных школах. Один из неотъемлимых элементов этой системы - создание для детей с особыми образовательными потребностями всех необходимых условий.

Что касается Самарской области, инклюзивное образование активно развивается, в частности в ноябре 2004г. была принята Областная целевая программа "Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005-2008годы". В соответсвии с этой программой были созданы специальные Территориальные агентства специального образования (ТАСО) по числу образовательных округов, общее руководство которыми осуществляет Центр Специального Образования Самарской области. Задача ТАСО - разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с инвалидностью с учетом их способностей и методическая и техническая помощь, в том числе путем предоставления специалистов, для включения этих детей в образовательный процесс. В целом по области эта программа работает успешно, за исключением Самары, где нет ТАСО, и программа фактически не действует.

В ходе конференции были выявлены проблемы, препятствующие развитию инклюзивного образования в Самарской области и обеспечению необходимых условий для детей с особыми образовательными потребностями. В частности, низкий уровень распространения информации о возможности инклюзивного образования в области и недостаточность технической и методической базы, а также нехватка специалистов.

Итогом конференции стало принятие резолюции, которая была разработана совместно представителями организаций и государственных стуктур, занимающихся проблемами инвалидов, и является руководством к действию. Основные положения резолюции: повсеместное распостранение информации о возможности инклюзивного образования, организация системы переподготовки педагогов и налаживание взаимодействия между государственными структурами, педагогами и общественными организациями для успешного развития инклюзивного образования в Самарской области.