"Мы, правозащитники, считаем, что к событиям в Нальчике привели многочисленные факты преследования мусульман за религиозные убеждения", - заявил исполнительный директор Общероссийского общественного движения "За права человека" Лев Пономарев на пресс-конференции в Москве, посвященной предстоящей 13 октября годовщине трагических событий в Нальчике. "Безусловно, в этом участвовали и представители вооруженного подполья, связанного с чеченскими боевиками, но в основном погибли молодые люди, которые, по всем признакам, впервые взяли в руки оружие", - констатировал Пономарев. Как передает корреспондент ИА REGNUM, произошедшее он охарактеризовал как "грандиозную провокацию" и подчеркнул, что молодые люди, лишенные возможности отправлять религиозные обряды и подвергавшиеся преследованиям правоохранительных органов якобы за ваххабизм, буквально подталкивались к экстремистским действиям.

Со сменой руководства республики и министерства внутренних дел КБР ситуация мало изменилась, констатировал правозащитник. "Молящихся" под предлогом снятия с учета снова вызывают на "беседы" без повесток, без присутствия адвокатов, снова берут отпечатки пальцев. "После того, как с трудом удалось снять министра Шогенова, надо сменить среднее звено сотрудников милиции, которые осуществляли преследования при Шогенове и сейчас снова готовы их развернуть", - заявил Пономарев.

"Если уроки не будут извлечены из того, что произошло, значит это будет повторяться вновь и вновь!", - предупредил он.

Участники пресс-конференции, среди которых были родственники погибших и подвергшихся преследованиям, подчеркнули нежелание властей Кабардино-Балкарии и руководства правоохранительных органов идти на контакт с лидерами "молящихся" и обвинили их в провоцировании роста экстремистских настроений среди верующей молодежи.

"У всех родственников один вопрос - почему всех убитых без суда признали террористами?" - подчеркнула адвокат Елена Липцер. По ее словам, осматривая трупы, родственники обнаружили на многих из них телесные повреждения, свидетельствующие о пытках, что не позволяет считать всех погибших террористами, убитыми в бою. Кроме того, некоторые семьи настаивают на том, что их близкие вообще не принимали участия в боестолкновениях на улицах города и были задержаны дома, а затем их трупы оказались среди тел "боевиков". В связи с этим родственники считают своей главной задачей добиться объективного расследования всего произошедшего, подчеркнула адвокат.

"Суд должен установить степень вины каждого", - заявил отец одного из убитых Аскербий Макоев. Он выразил резкий протест против отказа в выдаче ему тела сына для погребения. По его словам, его сын обвинялся в участии в террористическом акте, однако пять месяцев спустя после его гибели уголовное дело было прекращено в связи со смертью обвиняемого. Таким образом, подчеркнул Аскербий Макоев, вопрос о виновности или невиновности его сына так не был решен судом. В общей сложности незахороненными по той же причине остаются 93 тела погибших.

Как сообщил руководитель информационно-аналитической службы ООД "За права человека" Евгений Ихлов, родителями погибших Тимофеем Набитовым, Фатимой Архаговой и Кунаком Гузиевым в мае 2006 года было подано в Конституционный суд заявление с просьбой проверить на соответствие Конституции РФ С. 14.1 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", согласно которой не выдаются для погребения тела лиц, "уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции". Как считают заявители в данном случае грубо нарушаются положения ряда статей Конституции РФ, в частности допускается признание гражданина виновным без суда и нарушается презумпция невиновности. Данное заявление принято Конституционным судом к рассмотрению.