"Тюнгурский прорыв": новосибирские автоэкстремалы собираются проехать по обрыву над Катунью в Горном Алтае
Алтай, 19 июля, 2006, 12:50 — ИА Регнум. 24 июля из Новосибирска стартует трофи-экспедиция "Сибирский марафон 2006 - Тюнгурский прорыв". Участники новосибирского клуба экстремальных автопутешествий "Off road master club" намерены преодолеть горный участок недостроенной дороги между поселками Инегень и Тюнгур в Республике Алтай. Этот маршрут относится к 5-й, самой сложной категории для автопутешествий, и считается экстремальным даже для вело- и мототуристов. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом 19 июля заявил президент клуба и руководитель экспедиции Игорь Куликов на пресс-конференции в Новосибирске.
По словам Куликова, местом проведения трофи-экспедиции станет так называемая "алтайская тропа" "Тюнгур-Инегень". Это недостроенная горная дорога, вырубленная в скалах над порогами реки Катунь на территории Республики Алтай. По словам организаторов, в настоящий момент дорога осыпалась так, что пригодна лишь для коней, а также вело и мототехники. Путь проходит по наклонной полуразрушенной скальной поверхности над обрывом в 200-300 метров. В нескольких местах ширина тропы меньше ширины корпуса серийного автомобиля.
"Это самая необычная экспедиция нашего клуба, - заявил Куликов. - Самый сложный участок длиной всего 20 км, но в этом расстоянии сжато столько испытаний, сколько не всегда случается и в пути на десятки тысяч километров". По словам руководителя экспедиции, в первые два дня команда из 20 человек должна преодолеть первый участок пути до поселка Тюнгур. На прохождение следующего участка Тюнгур-Инегень отводится две недели. Затем трофи-экспедиция продолжится в облегченных условиях в виде автопробега по территории Кемеровской области, Хакассии, Красноярского края и Тывы. В "группу прорыва" на тропу предварительно зачислены 4 автомобиля: "Нива 21213", "Нива 21214", "Suzuki Escudo" и "Toyota Hilux Surf". Участие последней машины из-за ее технических особенностей пока под вопросом. Члены команды, которые не назначены "пилотами", будут находиться в "базовых лагерях" в конечных пунктах трассы, и, по мере необходимости, помогать основной группе.
Как сообщил технический и спортивный директор экспедиции Вадим Сиваракша, маршрут очень сложен с инженерно-технической и психологической стороны: "Водителям придется вести машину в ситуации, когда слева у него обрыв, а справа скала". По его словам, для преодоления трассы будут применяться специальные инженерные средства, в том числе проводиться земляные работы. В частности, организаторы намерены применять такие технологии, как наполнение водой камер автомобиля для смещения центра тяжести, использование колес разного диаметра. Со стороны обрыва перфораторами будут пробиваться отверстия для арматуры, на которые поместят доски, чтобы автомашина не соскальзывала вниз. Для большей безопасности водителя будут сняты двери в кабине; кроме того, организаторы намерены использовать страховочные веревки, а также строительные пояса и тросы. Часть расходов на экспедицию (около 2 тыс. евро) взяли на себя участники трофи, автомобили "Нива" куплены за счет спонсоров. В целях безопасности в команде будет установлен сухой закон. Кроме того, детали маршрута будут сообщены региональному управлению МЧС. "Тюнгурский прорыв" заявлен в Спортивно-туристский союз России как официальное соревнование, идущее в зачет чемпионата России по автотуризму.
"Это авантюрный маршрут, но мы верим, что преодолеем его, - заявил вице-президент новосибирского клуба экстремальных автопутешествий Олег Булгаков. - Мы считаем, что пределы возможностей автомобиля предельно широки. Главный барьер находится в человеке за рулем и в коллективе, который его поддерживает. Каждый раз нам говорят, что выбранный нами маршрут непреодолим, но мы каждый раз проходим".
Тропа "Тюнгур-Инегень" - это кратчайшее расстояние между Чуйским трактом и горой Белуха (4 506 м - высочайшая точка Сибири). Протяженность - 60 км, 20 из которых считаются непреодолимыми для автомобилей. Существующая объездная дорога занимает 500 км. Инегень - населенный пункт близ Чуйского тракта, основной автомагистрали, соединяющей Россию и Монголию. Тюнгур - стартовая точка для большинства покорителей горы Белуха. "Тюнгурская тропа" возникла как путь для перегона скота из Монголии в Россию в 1920-х годах. Строительство дороги Тюнгур-Инегень началось после окончания Второй Мировой войны. Основной рабочей силой были немецкие военнопленные, которые в 60-градусном склоне прорубали так называемую "копаную дорогу". Однако задача соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район Республики Алтай автомобильным сообщением не была выполнена. Госкомиссия дорогу не приняла, посчитав ее слишком опасной для движения, а инженеры и проектировщики были отправлены под суд, некоторые даже расстреляны. В советские годы дорогу даже внесли в некоторые автомобильные атласы, но так и не достроили.
Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий "Off road master club" основан в 1998 году и объединяет любителей активного отдыха и автопутешествий. Клуб организует ежегодные трофи-экспедиции "Сибирский марафон", а также "белые" (зимние) трофи-рейды "Метель".