Уполномоченный по правам человека в РФ зафиксировал массовые нарушения конституционных прав детей-инвалидов
Адыгея, 31 мая, 2006, 17:29 — ИА Регнум. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации" представлен 31 мая, в канун Дня защиты детей в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
"Сегодня стало очевидным, что состояние семьи и детства отражают глубокий кризис организации общества, перекосы в области социальной политики государства. По ряду ключевых показателей положение детей постоянно ухудшается, - отмечается в докладе. - Особую озабоченность вызывают массовые нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Следует подчеркнуть, что деятельность в этой сфере должностных лиц государственных органов не в полной мере соответствует провозглашаемой политике и Конвенции ООН о правах ребенка".
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 1 января 2005 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты населения, составила 593,3 тысячи, однако эти данные не отражают истинную картину детской инвалидности, констатирует Уполномоченный. Далеко не все российские дети своевременно проходят полное медицинское обследование, что затрудняет выявление заболеваний, своевременное установление детям инвалидности, их лечение и адаптацию. В стране отсутствует единая система учета детей-инвалидов, что было отмечено еще в письме Генерального прокурора Российской Федерации от 1 февраля 2002 года президенту Российской Федерации Владимиру Путину "Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов".
Как отмечает Уполномоченный, размеры государственной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, не обеспечивают покрытие даже минимальных потребностей. Рождение больного ребенка становится шоком для семьи и в половине случаев ведет к ее распаду. "Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке-инвалиде, нередко находясь в состоянии тяжелой депрессии. В то же время уровень реальной помощи государства семье с ребенком-инвалидом за последние годы резко снизился. Так, размер ежемесячного пособия на ребенка с 1996 года вырос всего в 1,32 раза, доля прожиточного минимума детей увеличилась в 5-7 раз. Доля прожиточного минимума ребенка, покрываемая ежемесячным пособием, сократилась в 4 раза и составляет не более 3 процентов, - констатирует Уполномоченный. - При этом, по данным официальной статистики, расходы на больного ребенка в 3 раза выше, чем на здорового. Душевой доход ниже прожиточного минимума имеют 72 процента семей с детьми-инвалидами, тогда как затраты на самую скромную еду составляют до 80 процентов семейного бюджета".
В докладе отмечаются пробелы в российском законодательстве, обеспечивающем права детей-инвалидов. В частности, отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.
"В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации", - подчеркивает Уполномоченный.
Пресловутый Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, известный как Закон о монетизации льгот, дополнительно осложнил ситуацию, в которой находятся дети-инвалиды и их семьи. "Дети-инвалиды различных регионов России с 1 января 2005 года, с того дня, когда закон вступил в силу, были поставлены в неравные условия, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, - отмечается в докладе Уполномоченного. - Нормы же вновь принятых в связи с этим изменений в законах "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об образовании" и других создали дополнительные препятствия для детей-инвалидов и молодых инвалидов к их социальной интеграции. Федеральным законом № 122 были сведены на нет начавшие было отлаживаться эффективные механизмы обеспечения помощи детям-инвалидам в негосударственном секторе". В частности, отмечает Владимир Лукин, в результате внесения изменений в Закон "Об образовании" из него оказались исключенными положения о компенсации затрат родителей на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях.
"В настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику в отношении детства", - подчеркивает Владимир Лукин.
Как констатируется в докладе, основные проблемы нарушений прав детей в России стабильно сохраняются на протяжении ряда лет. Главными причинами столь слабой активности по их решению Уполномоченный по правам человека считает традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи (прежде всего, родной, затем - приемной и опекунской); неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов; непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу; лишение в результате принятия Федерального закона № 122 большинства семей возможности обращаться в негосударственные организации, которые дополняют (а иногда заменяют) государственную инфраструктуру помощи детям.
В докладе приводится типология массовых нарушений прав детей-инвалидов, зафиксированных Уполномоченным по правам человека в РФ. Прежде всего это нарушение права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье. Так, по данным государственной статистики, 29 тысяч детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч - в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования; 5 тысяч - в домах ребенка. "Таким образом, 17 процентов (101 тысяча) детей-инвалидов лишены семейной среды, - констатирует Владимир Лукин. - При этом доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению. Основная причина этого - неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами".
Уполномоченный высказывается резко против приоритета изъятия детей с выраженными аномалиями развития из общества и содержания их в закрытых стационарных учреждениях, на котором до сих пор строится государственная политика в отношении таких детей. В частности, по данным, приводимым в докладе, средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше. Кроме того, поступающая к Уполномоченному информация свидетельствует о том, что детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями (таких детей 95 тысяч) не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания, предпочитающих оказывать помощь детям с минимальными нарушениями. Как следствие, родителям чаще всего совершенно невозможно получить для своих детей, имеющих серьезные психоневрологические нарушения, коррекционно-педагогические услуги.
"Заслуживает изучения и распространения положительный опыт регионов, направивших свои усилия и финансовые средства на развитие институтов профилактики сиротства, а также усыновления, опекунства, приемных и патронатных семей. Этот опыт необходимо применить для наиболее незащищенной группы - для детей-инвалидов, что потребует создания по месту их жительства условий для коррекционно-педагогической реабилитации", - подчеркивается в докладе.
Массовый характер носят также нарушения права детей-инвалидов на образование. По данным Уполномоченного, детей-инвалидов школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на образование, сегодня около 200 тысяч. Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии. Так, в Тюменской области из 2082 детей-инвалидов этой категории обучаются только 50, в Краснодарском крае из 1194 таких детей школьного возраста обучаются 70, в Саратовской области в нарушение законодательства были объявлены "необучаемыми" 1685 детей-инвалидов. Дети с расстройствами аутистического спектра, которых в России, по оценкам специалистов, не менее 150 тысяч, или не получают образования вообще, или поставлены в неадекватные условия получения образования.
Причинами подобных нарушений, по мнению Уполномоченного является, как отсутствие примерных учебных планов и образовательных программ для детей-инвалидов с выраженными отклонениями в умственном развитии и условий для обучения и воспитания детей-инвалидов в образовательных учреждениях, так и недостаточное финансирование и организация образования детей-инвалидов со стороны большинства субъектов Федерации.
Не могут в полной мере реализовать свое право на образование и дети с нарушениями слуха и зрения, поскольку в стране недостаточно учебной литературы, приспособленной к их нуждам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям с сенсорными нарушениями получать полноценное образование и учиться жить свободно и независимо.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата непреодолимым препятстсвием на пути к получению образования становятся трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.
Уполнмоченный по правам человека также отмечает такие проблемы как острый дефицит квалифицированных кадров - коррекционных педагогов, психологов, воспитателей и социальных педагогов и недостаточный уровень их подготовки. Причина этого - неадекватная зарплата и низкий престиж труда учителя-дефектолога.
"Применяемые во всем мире программы коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста позволяют существенно улучшить развитие ребенка и тем самым оказать решающее влияние на всю его дальнейшую жизнь. Более половины детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, могут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных) школах или классах, затраты на обучение в которых значительно выше", - отмечается в докладе. Однако несмотря на благие намерения, в России до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи, и только немногие дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя в ряде регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует.
Как подчеркивается в докладе Уполномоченного, важнейшей задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.
Касаясь нарушений прав детей-инвалидов на реабилитацию, обеспечивающую полноценную их жизнь, социальную интеграцию, полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, Уполномоченный по правам человека констатирует, что В нарушение закона органами медико-социальной экспертизы в массовом порядке не составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида. Но даже в тех случаях, когда ИПР все же составлена, ее практическая реализация, как правило, невозможна, поскольку определенные ИПР мероприятия и услуги могут быть представлены только в соответствии с утвержденным Правительством РФ "Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно", который страдает существенными пробелами. "Если родители все же смогли получить услугу, хотя бы в негосударственном секторе, предусмотренная законодательством компенсация семье средств на реабилитационные услуги органами социальной защиты не производится. Добиться ее получения можно только по решению суда. Такие, впрочем, довольно редкие, случаи все же имеются", - говорится в докладе.
Уполномоченный по правам человека также подчеркивает необходимость определения особого статуса одной из наиболее тяжелых категорий, имеющих серьезные ограничения жизнедеятельности - слепоглухих детей. В настоящее время, по данным Всероссийского общества слепых, слепоглухих инвалидов в Российской Федерации насчитывается не менее 12 тысяч, из них примерно половина - дети, однако, согласно утвержденной классификации и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы, они определяются определяет либо как глухие, либо как слепые без учета специфических потребностей этой категории.
Особое внимание уделено в докладе нарушениям прав детей-инвалидов - воспитанников интернатных учреждений. "Многие дети-инвалиды помещаются в детские интернатные учреждения, где нередко подвергаются жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство", - с тревогой отмечает Лукин.
По данным, приводимым Уполномоченным, в 2005 году в 152 стационарных учреждениях социального обслуживания России воспитывалось 28,7 тысячи детей. Несмотря на то, что в этих учреждениях должны содержаться дети с умственными и физическими недостатками, не способные себя обслужить, нуждающиеся в постоянном уходе и находящиеся на полном государственном обеспечении, реально в них проживает значительное число детей, которые не имеют грубых психических расстройств, связанных с утратой способности к самообслуживанию. В ряде случаев этих детей используют в домах-интернатах для обслуживания других детей, на хозяйственных работах и в подсобных хозяйствах, констатирует Владимир Лукин. Такие факты были установлены в ходе проверок, проведенных аппаратом Уполномоченного совместно со специалистами, учеными, руководителями правозащитных объединений в течение 2005 года в домах-интернатах Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областей.
"В некоторых домах-интернатах упомянутых областей грубо нарушаются права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство", - говорится в докладе.
Владимир Лукин также отмечает, что особую тревогу вызывает положение детей, находящихся на "постоянном постельном режиме", а также детей, содержащихся в отделениях для "необучаемых". "Они вообще лишены какого бы то ни было воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей, - отмечается в докладе. - По данным Росстата, в 2004 году в детских домах-интернатах на "постоянном постельном режиме" находилось 17,2 процента (4 917) детей, а к категории "необучаемых" относилось 37 процентов (10 461) детей".
В детских домах-интернатах нарушается и право детей, нуждающихся по состоянию здоровья в медицинском уходе, на получение соответствующей медико-социальной помощи и медицинского ухода, которые должны оказываться специалистами. В связи с тем что ставки палатных медсестер не установлены, уход за детьми осуществляют санитарки-мойщицы или младшие медсестры.
Как следует из поступающих к Уполномоченному обращений, а также по данным, полученным в результате проверок, проведенных аппаратом, имеют место многочисленные факты, когда в интернатных учреждениях к детям "в дисциплинарных целях" применялись сильнодействующие психотропные препараты. Так, в Тверской области было выявлено 11 случаев, когда подросткам старше 15 лет назначалось психотропное лечение без письменного согласия, что нарушает требования статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 мая 1992 года № 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
В России широко распространена практика неправомерного помещения детей в детские дома-интернаты фактически на пожизненное проживание, поскольку по достижении совершеннолетия их переводят в аналогичные интернаты для взрослых. Как указывает Уполномоченный, одна из причин этого явления - использование устаревшей инструкции "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты", утвержденной в 1978 году и до сих пор еще не пересмотренной Минздравсоцразвитием России. Вместе с этим администрации спецучреждений не выполняют требования статьи 43 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", согласно которым они обязаны не реже одного раза в год проводить освидетельствование больных с участием врача-психиатра с целью решения вопроса об их дальнейшем нахождении в учреждении.
В докладе также отмечаются также нарушения, связанные с автоматическим ограничением в дееспособности в судебном порядке детей, проживающих в детских домах-интернатах, по достижении 14-летнего возраста.
"Нередко дети и подростки не имеют личных вещей, в том числе одежды, отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. Пространство их жизнедеятельности крайне ограничено, помещения переполнены, дети не имеют возможности уединиться", - констатирует Уполномоченный. Таким образом, подчеркивает он, нарушается право детей на частную жизнь. Также нередки случаи нарушения жилищных и имущественных прав воспитанников домов-интернатов.
Владимир Лукин отмечает также случаи психологического и физического насилия со стороны персонала в отношении полностью зависимых от них детей, проживающих в этих учреждениях. "Так, в ходе проверок, проведенных в течение 2005 года, Уполномоченным выявлены нарушения прав детей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областях. О фактах нарушений было сообщено главам администраций и прокурорам этих субъектов Российской Федерации. В ходе проверок дети жаловались на применение по отношению к ним некоторых воспитателей и санитарок. Их зачастую били, заставляли старших подростков раздеваться в присутствии других лиц, стоять на коленях. Так, в Ново-Никольском детском доме-интернате Смоленской области воспитанников в целях наказания за "проступки" помещали к тяжело больным детям", - говорится в докладе.
"Одной из причин полной незащищенности детей в детских домах-интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников", - подчеркивает Уполномоченный. Выходом из ситуации, по его мнению может служить создание системы общественной инспекции в данной сфере, а также ее общее реформирование. "Очевидно, что подход к организации условий жизни детей в интернатах, а также к подбору кадров, в том числе профильных специалистов, должен быть изменен. Жизнь в интернатах должна быть организована по принципу семейных групп с небольшим количеством детей. Необходимо, чтобы такие учреждения имели статус образовательных учреждений. Здания и помещения интернатных учреждений, комнаты, где живут дети-инвалиды, должны не только отвечать всем существующим санитарным нормам, но и соответствовать современным эстетическим представлениям", - говорится в докладе.
В целом, по мнению Уполномоченного, "представляется необходимым усиление прокурорского и общественного контроля за соблюдением прав детей-инвалидов; качественное улучшение судебной защиты их прав; изменение финансовой политики государства в направлении обеспечения возможно более полной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов; модернизация системы образования с целью обеспечения обучения и воспитания детей-инвалидов в общеобразовательных и специальных учреждениях по месту жительства в условиях проживания в семье". Недостаточно активное стимулирование со стороны государства развития благотворительности и меценатства в интересах детей-инвалидов, по мнению Уполномоченного, не дает возможности для развития действенной негосударственной системы помощи этой категории детей и взаимопомощи семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В докладе содержится ряд рекомендаций и предложения Уполномоченного по правам человека по соблюдению и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов.
По мнению Уполномоченного по правам человека, необходимо внести в федеральное законодательство изменения и дополнения, предусматривающие увеличение компенсации по уходу за ребенком. Кроме того, Владимир Лукин считает нужным внести изменения и дополнения в Семейный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в Закон Российской Федерации "Об образовании". В частности, Уполномоченный предлагает внести в Федеральный Закон "Об образовании" изменения, в соответствии с которыми установить обязанность бюджетов субъектов Российской Федерации финансировать дополнительные затраты, обусловленные особенностями обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе затраты на создание специальных условий для их обучения и воспитания в общих и специальных образовательных учреждениях, а также содержать обучающихся, воспитанников данной категории в образовательных учреждениях. Предлагается также установить финансирование из федерального бюджета расходов на воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в части реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, включенных в "Федеральный гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", а также существенно расширить сам перечень.
Владимир Лукин также предлагает принять Федеральный Закон, устанавливающий федеральный минимальный гарантированный уровень социальной защиты детей-инвалидов и принять Федеральный Закон "Об общественном наблюдении за обеспечением прав и законных интересов воспитанников детских интернатных учреждений", проект которого разработанный общественными организациями, а также рассмотреть возможность внесения дополнений и изменений в Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в части, регламентирующей права детей-инвалидов.
Уполномоченный считает необходимым усилить административную ответственность за нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в части обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, в том числе для детей-инвалидов.
Владимир Лукин также считает необходимым при разработке Федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы в подпрограмме "Дети-инвалиды" основным приоритетом определить поддержку мероприятий по созданию условий для получения образования ребенком-инвалидом по месту жительства в условиях воспитания в кровной либо замещающей семье. Кроме того, Уполномоченный предлагает с целью постепенного сокращения количества детей-инвалидов, находящихся в интернатных учреждениях разработать национальную программу по сохранению семейной среды для детей-инвалидов и по развитию альтернативных семейных форм устройства детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях пресечения практики неправомерного помещения детей в детские дома-интернаты Уполномоченный считает необходимым признать утратившей силу инструкцию Минздрава от 27 декабря 1978 года № 145 "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты".
Необходимо, по его мнению также разработать федеральную систему учета детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, содержащую характеристики каждого ребенка-инвалида и данные о его потребностях в различных видах реабилитации.
Эти и другие предложения отражены в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ, который в ближайшее время будет направлен в Госдуму.