В интервью президента Армении Роберта Кочаряна не следует искать ответ на чей-то конкретно поставленный вопрос, а, скорее всего, на те настроения в армянском обществе, которые могут сложиться в результате жесткой позиции азербайджанской стороны и которые могут означать попытку отхода Армении от ответственности. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил член Бюро Армянской Революционной Федерации "Дашнакцутюн" (АРФД), вице-спикер Национального Собрания Армении Ваан Ованнисян, комментируя расхожее мнение, что глава армянского государства, по сути, ответил на заявление президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна. Напомним, что ранее глава Нагорного Карабаха заявил, что есть единственный вариант включения НК в процесс переговоров, состоящий в отказе Еревана от переговоров с Баку.

По словам Ваана Ованнисяна, идеи об отходе Армении от ответственности в корне неверны, поскольку Армения является не только гарантом безопасности Нагорного Карабаха, но и гарантом его независимости. "Этот статус мы вовсе не собираемся уступать, переводя переговоры в плоскость бесплодной полемики - с кем говорить и о чем говорить. Думаю, что в этом плане в интервью Роберта Кочаряна более важен его ответ азербайджанцам. Не секрет, что в последнее время с азербайджанской стороны очень распространены, помимо различных агрессивных высказываний, намеки на то, что нефтяной бюджет будет расти, что даст возможность создать более боеспособную армию и решить вопрос без переговоров вообще - будь-то с Ереваном или Степанакертом. Но наш ответ очень прост - в начале 90-х гг., когда Азербайджан потерпел сокрушительное поражение, его бюджет и тогда в несколько раз превышал наш, я уже не говорю о Карабахе. И такие вопросы решаются не бюджетом. Думаю, что этот основной стержень выступления Кочаряна как-то прошел мимо внимания. Отвечает он не Нагорному Карабаху и не каким-то оппонентам внутри нашей страны, он отвечает азербайджанцам", - заявил Ваан Ованнисян.

Вице-спикер также не разделил мнение, что в интервью главы армянского государства прозвучали "нотки войны". "Это было очень сдержанное, спокойное заявление, воинственности в этой речи не было. Просто наш народ должен понимать: именно это, я думаю, и имел ввиду президент - что Азербайджан войну не кончал. То есть мы не находимся в состоянии мира, и для того должны готовится к войне. Мы находимся в состоянии войны. Наш народ должен знать, что в случае, если переговоры по урегулированию конфликта зайдут в тупик, для нас это не будет означать концом. Есть другие пути решения проблемы. А если другие пути решения проблемы видит и Азербайджан - то почему мы их не видим", - отметил парламентарий.

Вместе с тем, Ваан Ованнисян исключил возможность возобновления в обозримом будущем боевых действий - "теоретически, такая возможность всегда существует, но практически - маловероятно". "Если бы Азербайджан был готов к такому исходу событий, к такому повороту и решению проблемы, он бы давно это сделал. Если азербайджанская сторона не прибегает к военному решению конфликта, значит она просто боится, или не может, или понимает все связанные с этим опасности и последствия. Она понимает, что первая напавшая сторона будет наказана не только нашими войсками, но и международным общественным мнением", - отметил вице-спикер парламента.

Касаясь возможности решения нагорно-карабахского конфликта в 2006 году, член Бюро АРФД заметил, что тот тон, который и на переговорах, и в общественных и публицистических высказываниях проявляет азербайджанское руководство, не создает благоприятной атмосферы для достижения каких-либо договоренностей. "Переговоры ведутся для того, чтобы стороны определили размер своих уступок. Армения четко это определила, армянские уступки очень наглядно видны - мы не отвечаем на стрельбу на границе, не подавляем точки, с которых по нам стреляют - а могли бы, мы пока не признаем независимость Нагорного Карабаха на дипломатическом уровне, чтобы не помешать процессу переговоров. И самое главное - мы согласились на проведение в НК второго референдума. Ведь, в принципе, армянская сторона могла сказать - о каком референдуме вы говорите. Референдум уже однажды имел место, народ Нагорного Карабаха высказал свою точку зрения - он высказался за независимость, и для второго референдума нет никаких причин. Но мы, тем не менее, согласились на второй референдум под мониторингом международных структур - и это огромная уступка. И еще - мы, в конце концов, согласились на разделительные миротворческие силы. А ведь, в принципе, безопасность Нагорного Карабаха достаточно хорошо обеспечивает сама Армия НК. Тем не менее, мы согласились на ввод иностранных военных контингентов. Кроме того, армянская сторона неоднократно заявляла о готовности также и территориальных уступок. Но с азербайджанской стороны ни по одному из обозначенных пунктов лимит собственных уступок не обозначен. Что именно будет уступать Азербайджан - не совсем ясно. Поскольку со своей стороны лимита и четкой формулировки необходимых уступок Азербайджан не делает, думаю, что считать фон для достижения урегулирования благоприятным нельзя. А значит, вопрос, к сожалению, может быть снова отложен", - заявил Ваан Ованнисян.