Образцы воды из лесной речки Медла в Удмуртии, загрязненной нефтепродуктами, доставленные с места событий представителями экологических организаций, были продемонстрированы 10 февраля на пресс-конференции в Москве. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, вода в бутылках источает сильный запах, напоминающий запах керосина.

Напомним, что в ночь с 30 на 31 января 2005 года в Дебесском районе Республики Удмуртия недалеко от границы с Кировской областью на магистральном нефтепроводе Холмогоры - Клин ОАО "Северо-Западные магистральные трубопроводы" - подразделения компании "Транснефть", произошла авария, сопровождавшаяся разливом нефти. По сообщению очевидцев нефтяной фонтан ударил в небо на высоту около 30 м, в результате чего покрытыми нефтью оказались огромные ели, окружающие место аварии.

Официально причина аварии не названа, но, по предположениям экологов, она могла произойти в ходе проведения сотрудниками компании плановых ремонтных работ на нефтепроводе. По предварительному сообщению, разлив составил около 70 т. нефти, было возбуждено уголовное дело по факту загрязнения окружающей среды. 3 февраля на сайте Министерства природных ресурсов появилось сообщение о том, что объем разлившейся нефти составил 3200 тонн, половина из которых попала на лед реки Медла. Эта река является притоком реки Чепца, которая используется для водоснабжения города Глазов в Кировской области. Прилегающие районы Кировской области предупреждены о возможной угрозе химического загрязнения воды.

7-8 февраля экспертно-съемочная группа Гринпис России с участием эксперта Международного Социально-экологического союза (МСоЭС)посетила место разлива.

Как сообщил эксперт МСоЭС Алексей Григорьев, по его оценке объем разлива составляет не менее 1 тыс. тонн нефти. В настоящее время доступ в зону аварии затруднен, сотрудники службы безопасности компании "Транснефть" препятствуют съемкам, ссылаясь на необходимость некого специального разрешения, сообщил Григорьев.

По его словам, в настоящее время на месте аварии ведутся интенсивные очистные работы. Задействовано около сотни единиц техники, десятки рабочих, на площади несколько гектаров идет вырубка леса, производится сбор и вывоз загрязненного грунта, выжигание разлитой нефти. Благодаря установленным на реке Медла боновым заграждениям удается сдерживать перемещение нефтяного пятна по реке. "Однако наиболее токсичные растворимые фракции нефти уже поплыли вниз по Медле", - констатировал он. В частности, образцы воды, продемонстрированные на пресс-конференции, были взяты в полутора километрах ниже боновых заграждений и примерно в километре от впадения Медлы в Чепцу.

Как пояснил ИА REGNUM Алексей Григорьев, ситуацией с загрязнением реки обеспокоены жители деревни Усть-Медла. Несмотря на то, что они не используют для питья воду из открытых источников, люди опасаются, что рыба в реке полностью исчезнет или станет непригодной в пищу.

Участники пресс-конференции также напомнили о той угрозе, которую может представлять строительство компанией "Транснефть" нефепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) в опасной близости от озера Байкал. "На этот раз "Транснефти" элементарно повезло - нефть попала на лед и мерзлый грунт. Если бы авария такого масштаба произошла в теплое время года, это была бы региональная экологическая катастрофа, - сообщил Алексей Григорьев. - Даже в процессе нормальной эксплуатации нефтепроводов проблемы есть. Так можем ли мы ставить будущее Байкала в зависимость от везения?".

"Никто из ученых не выступает принципиально против строительства нефтепровода. Речь идет о том, чтобы не проводить его по территории объекта Всемирного природного наследия, и перенести в менее сейсмоопасную зону", - подчеркнул руководитель проекта по Всемирному наследию Гринпис России Андрей Петров.

По мнению представителей Гринпис России и МсоЭС, в случае аварии на нефтепроводе на территории водосборного бассейна Байкала вода в речках, впадающих в озеро, и в самом Байкале может стать подобной той, которую они обнаружили в Медле.