В редакцию ИА REGNUM поступил текст обращения председателя Ассоциации русинских организаций "Сойм Подкарпатских Русинов", председателя оргкомитета прошедшей 25-27 сентября в Ужгороде международной научно-практической конференции "Карпатская Русь - духовность и культура", настоятеля Кресто-Воздвиженского собора в г. Ужгороде, протоиерея Димитрия Сидора к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, в котором он от имени русинов Закарпатья, а также от имени и по поручению конференции просит патриарха взять русинский народ под свою духовную защиту. В тексте обращения в частности говорится:

"После 1945 года, когда подкарпатские русины вышли из состава матери Сербской Православной Церкви и вошли в состав Московского Патриархата, они духовно соединились со своими православными братьями. Русинский народ, присоединённый к СССР со своей державной русинской территорией Подкарпатской Русью, с полумилионным русинским населением, с православным духом, с русофильским настроением, вынужден терпеть уже 60-летний период этногонения и этноунижения. Сегодня, когда мир осознал ценность каждого, даже самого маленького народа в 300 или даже 5 человек, великороссы (они же россияне) и малороссы (они же украинцы) рассуждают со своими полумёртвыми славяноведческими институтами и бессовестными их учёными: кто такие русины, которых в Закарпатье около 800 тысяч, а в мире до двух миллионов? Ответ всегда одинаков в Киеве и Львове: русинов нет и быть не может. Сегодня просто одно желание стать русином приравнивается украинскими властями к сепаратизму.

Снова и снова мы собираем научные конференции в Ужгороде, чтобы авторитетом историков, богословов и этнографов засвидетельствовать восточным россам, что русины живы, они сохранили неразделённую русскость, они, как и прежде, тянутся к своим (досаждающим один одного) восточным братьям россам. Услышат ли они нас когда-либо?

Мы потомки тех, кто с верой и любовью принял Русское Православие в Русской Церкви после 1945 года. Ибо только Единая Церковь Христова признаёт сегодня карпатских русинов, которые имеют своё неповторимое нигде богослужебное русинское пение, которое принципиально отлично от пения Львова, Киева, Праги, Будапешта. Русины имеют свой и ныне живой древний славянский русинский язык (но богослужебный - только церковно-славянский), свой перевод Евангелия, свою историю Церкви и историю русинского народа, свою уникальную и оригинальную культуру, свои чудные древние деревянные русинские храмы, свои неповторимые древние традиции, образ жизни, менталитет, историческую память, общность исторической территории проживания и общность интересов. Даже русины греко-католики и те сохранили церковную автономность, подчиняясь Риму прямо из Ужгорода мимо Львова.

К этому добавляем, что в Закарпатье русины - не меньшинство, а доброе, мудрое, мирное, веротерпимое и этнотерпимое большинство, составляющее около 70% населения области. Русинским языком владеют все традиционные в крае меньшинства Закарпатья: словаки, чехи, ромы-цыгане, поляки, румыны, мадьяры. Меньше всего владеют русинским языком украинцы и русские, которые пришли в наш край только после 1945 года. Смиренно просим Вас, Ваше Святейшество, принять нас, карпатских русинов, под свою духовную защиту".