Опубликованный 15 августа доклад Московского Бюропо правам человека (МБПЧ) на тему "Расизм, ксенофобия, этническая дискриминация, антисемитизм в России (январь - июнь) 2005 года" вызвал неоднозначную реакцию общественности, не исключая и резко негативную. В частности, один из фигурантов доклада, известный экстравагантными националистическими высказываниями депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР Николай Курьянович уже 16 августа обратился к руководителям Администрации президента Российской Федерации, Совета безопасности РФ и к Генеральному прокурору с требованием закрыть МБПЧ за "антироссийскую деятельность", якобы организованную на деньги американских спецслужб. Деятельность МБПЧ в целом депутат охарактеризовал как "информационную диверсию" против России, а доклад, по его мнению, ставит целью очернить Россию на международной арене, представив ее как шовинистическое государство, потворствующее неонацистам. К своему обращению депутат приложил письмо, содержащее в себе острую критику отдельных профессиональных аспектов деятельности МБПЧ и лично его руководителя Александра Брода, подписанное рядом правозащитников, которое ранее - в июне - было направлено в адрес фондов-доноров.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в рамках пресс-конференции 22 августа свою точку зрения по данному поводу высказали председатель МБПЧ Александр Брод, председатель Российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий, лидер партии "Наш выбор" Ирина Хакамада и председатель Фонда "Холокост" Алла Гербер.

"Нам не хотелось бы оправдываться перед депутатом Курьяновичем, известным своими ксенофобскими выпадами, - заявил Александр Брод. - Это не первый выпад в адрес правозащитного сообщества: можно вспомнить запрос депутата Госдумы Алксниса с требованием ограничения деятельности Союза комитетов солдатских матерей, убийство ученого Николая Гиренко, убийство правозащитницы в Коми, угрозы в адрес правозащитника Краюхина в Орле... Наш доклад также пришелся не по душе многим радикальным националистам. Мы видим, что это ответная реакция с целью надавить на организацию, которая основывает свои доклады на реальных фактах, на данных мониторинга и социологических опросов". В то же время, по словам Брода, на обращения правозащитников по поводу деятельности радикальных националистов органы власти не реагируют.

Что касается критического письма правозащитников, то, по мнению Брода, "ситуация в правозащитном сообществе неоднородная, есть определенные кризисные явления, конкуренция, стремление ограничивать деятельность новых организаций". "Наша организация новая; начиная этот проект, мы предложили сотрудничество всем правозащитным организациям, и сейчас у нас сложилась коалиция с многими общественными и научными организациями, с аппаратом уполномоченного по правам человека при президенте Российской Федерации, - заявил председатель МБПЧ, - Но не все хотят присоединяться к нам. К сожалению, это письмо было использовано неонацистами, чтобы попытаться ограничить нашу работу". По мнению Брода, чтобы избежать подобных конфликтных ситуаций, правозащитному движению России нужен более открытый и активный диалог.

Александр Брод опроверг прозвучавшие в адрес МБПЧ обвинения и в том. Что организацию однобоко освещает российскую действительность, не уделяя никакого внимания проблеме русофобии. По словам руководителя МБПЧ, эксперты Бюро в целом ряде регионов России оказывают помощь гражданам русской национальности, пострадавшим от дискриминации по этническому признаку. Этот аспект проблемы ксенофобии также отражен в докладе МБПЧ.

По словам Владимира Новицкого, "гражданское общество сегодня сводится к формированию послушной и управляемой структуры - Общественной Палаты. В эту схему не укладываются организации, которые честно и открыто говорят о ситуации в России". "Не случайно сегодня МБПЧ стало символом нападения со стороны радикалов, - подчеркнул Новицкий. "И Курьянович, и фракция ЛДПР всегда стремятся угадывать движения власти, которые хотя бы под ковром, но ощущаются", - заметил он.

По словам Владимир Новицкого, в ситуации, когда в России явно обозначились тенденции авторитаризма, существует "определенная поддержка, во всяком случае, одобрение, структур, поддерживающих авторитарные тенденции". "При этом я не думаю, что авторитарные тенденции, которые сейчас существуют во власти, устраивают национал-радикалов, - считает Новицкий. - Если будет удобный случай и эти структуры захватят власть, они воспользуются той жесткой системой управления, которая будет создана к тому времени, и расправятся с этой же властью". В целом все участники пресс-конференции отмечали, что письмо депутата Курьяновича - не основной повод для их выступления. "Я считаю, что если вообще не надо было бы реагировать на заявление Курьяновича, потому что это несерьезно. Не стоит такого внимания депутат, который ради собственного пиара пойдет на что угодно, - подчеркнула Ирина Хакамада. - Вопрос в другом: неэффективный режим всегда ищет внешнего и внутреннего врага". По мнению политика, "показательные процессы" над Михаилом Ходорковским, нацболами и выпады в адрес МБПЧ - звенья одной цепи, в рамках "зачистки" политического пространства в преддверии выборов 2008 года. "Сегодняшняя элита озабочена только одной тактической задачей - удержать власть, стратегические задачи ее не волнуют, - подчеркнула Ирина Хакамада. Поэтому, по ее словам, латентная ксенофобия населения стимулируется и направляется в нужное русло, чтобы на этой основе удержать власть. Но власть, которая не испытывает давления со стороны общества, не работает, а Россия эффективна только как многонациональная, многоэтническая и многоконфессиональная страна, отмечали участники пресс-конференции.

Как сообщил ИА REGNUM Александр Брод, пока в Московское бюро по правам человека не поступало никаких обращений из Генеральной прокуратуры, связанных с письмом Курьяновича. По его словам, Генпрокуратура чуть более недели назад провела проверку МБПЧ по схожим обвинениям, выдвинутым редактором одной из радикально-националистических газет, и в возбуждении уголовного дела против правозащитников было отказано.