Сейм Латвии сегодня, 16 июня, передал на рассмотрение комиссий подготовленный правительством законопроект "Об оценке соответствия Сатверсме (Конституции, - ИА REGNUM) Латвийской республики проекта парафированного 7 августа 1997 года Договора о границе между Латвией и Россией", сообщает корреспондент ИА REGNUM. Напомним, Россия отказалась подписывать данный договор из-за односторонней латвийской "разъяснительной декларации", которую сочла за выдвижение территориальных претензий к РФ. Между тем, латвийская сторона объясняет необходимость декларации "конституционными противоречиями", возникающими в противном случае в отношении территории Абрене (Пыталово Псковской области, - ИА REGNUM), ранее принадлежавшего Латвийской республике. Мол, по Конституции вопросы, связанные с изменением территориальной целостности страны должны выноситься на референдум, избежать которого в данном случае якобы пытались путем "разъяснительной декларации".

Как отмечается в аннотации законопроекта, в свое время Конституционное собрание приняло "относительно общую" редакцию статьи 3 Сатверсме и сегодня существуют два мнения по поводу ее интерпретации. Статья гласит следующее: "Территорию Латвийского государства в границах, определенных международными договорами, составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале". В свою очередь согласно другой статье - 77-й - статью 3 можно менять только путем утверждения поправок на референдуме, или, как записано в Сатверсме - "народном голосовании". По одной из интерпретаций, статья 3 разработана на основе имевших в то время силу международных договоров о границах, а, следовательно, термин "территория Латвии" включает ту территорию, которая определяется соответствующими договорами. В том числе и российско-латвийским мирным договором от 11 августа 1920 года, по которому Абрене-Пыталово стало частью Латвийской республики. Рабочая группа, готовившая законопроект, пришла к выводу, что данная аргументация наиболее верная.

Другая точка зрения заключается в том, что статья 3 Сатверсме в любой момент допускает заключение международных договоров, определяющих границы территории Латвии, отличные от тех, что обозначены в заключенных ранее международных договорах, без проведения референдума. Подобная интерпретация содержится и в рассмотренном правительством республики еще в декабре 1996 года информационном сообщении о возможном решении вопроса о границе между Латвией и Россией. В общем, Конституционному суду предстоит разобраться, кто здесь прав. Отдельный закон же понадобился в виде исключения, так как в Латвии конституционный контроль осуществляется только в отношении уже подписанных международных договоров. Согласно законопроекту, суду Сатверсме дается пять месяцев на вынесение решения, между тем, сам законопроект будет окончательно рассмотрен Сеймом скорей всего уже после летних каникул, которые продлятся до начала сентября.