Недавно ушедший в отставку заместитель директора 2-го Европейского департамента МИД РФ Михаил Демурин прокомментировал ИА REGNUM заявление сенатора от Псковской области Михаила Маргелова о том, что подписание договоров о границе между Россией, Эстонией и Латвией откроет перспективы для привлечения инвестиций в Псковскую область.

"Вопрос о сроках и условиях заключения договоров о границах - вопрос, прежде всего, политический. То, что они в принципе должны быть подписаны, сомнений не вызывает, но надо ли ускорять этот шаг и тем более вводить экономический мотив?", - сказал он. М.Демурин напомнил, что в свое время подписание этих документов было отложено "по политическим причинам: как реакция на продолжающуюся в указанных странах дискриминацию нетитульного населения, наших соотечественников. При этом принимался во внимание тот факт, что Рига и Таллин фактически отказались от взятых на себя ранее при подписании договоров об основах межгосударственных отношений обязательств предоставить гражданство всем постоянным жителям своих стран в соответствии с их свободным волеизъявлением". Кроме того, подчеркнул М.Демурин, в середине 90-х годов в Латвии и Эстонии "усилилась дискриминация наших соотечественников в языковой, образовательной и других сферах". По мнению М.Демурина, Литва пошла по другому пути, и договоры о границе и разграничении на море были подписаны, ратифицированы и вступили в силу. "Пример Литвы свидетельствует, что вопрос о подписании приграничных договоров не использовался российской стороной, как это порой утверждается, чтобы противодействовать приему стран Прибалтики в НАТО, ЕС".

М.Демурин отметил, что "ЕС заинтересован в скорейшем заключении пограничных договоров и для воздействия на российскую сторону использует, в том числе, и экономические стимулы". "Наша задача - побудить Брюссель использовать адекватные рычаги воздействия на своих новых членов с тем, чтобы скорее урегулировать существующие у них проблемы с обеспечением прав человека и нацменьшинств", - сказал он. "Тем самым ЕС будет способствовать улучшению отношений России с Латвией и Эстонией в целом, а в прикладном плане - откроет путь к скорейшему заключению пограничных договоров. Однако ЕС пока в этом плане делает недостаточно".

В этой связи, считает М.Демурин, "продуктивной была идея сопроводить подписание пограндоговоров политическими декларациями об основах взаимоотношений, в которых стороны брали бы на себя и обязательства по гарантиям прав нацменьшинств". По мнению М.Демурина, "это уже было шагом навстречу прибалтам: не дожидаясь конкретных решений Риги и Таллина в данной сфере, удовлетвориться обещаниями, т.е. еще раз поверить на слово. В будущем в зависимости от того, как обязательства выполнялись бы, можно было бы и решать вопрос о ратификации пограничных договоров. В противном случае, заявления Государственной Думы РФ по прибалтийской теме, принятые в последние годы, особенно в связи с вступлением названных стран в ЕС, в значительной мере потеряют свой смысл".

М.Демурин еще раз подчеркнул, что вопрос о договорах - не вопрос стимулирования инвестиций или, "как трактуют некоторые, демонстрации доброй воли с нашей стороны. Мой 8-летний опыт работы на прибалтийском направлении свидетельствует, что такая демонстрация будет трактоваться и использоваться во вред интересам нашей страны". По мнению М.Демурина, речь должна идти о "детальном государственном расчете и конкретных политических договоренностях как с прибалтами, так и с ЕС". Касаясь защиты госграниц, М.Демурин заявил, что она все эти годы как осуществлялась, так и осуществляется: "прежде всего, на основе соответствующего закона РФ, как в случае с Латвией и Эстонией, так и с Литвой".