Министерство иностранных дел Ирана с осторожностью отреагировало на устранение от власти президента Киргизии Аскара Акаева. Представитель министерства Хамид Реза Асефи сказал, что Иран следит за развитием событий: "Мы надеемся, что ситуация в Киргизии вернется в норму как можно скорее", - сказал Асефи, как процитировало его 26 марта агентство IRNA. "Тегеран в последние годы приложил немало усилий, чтобы укрепить отношения с правительством Акаева, однако не следует ожидать, что иранское правительство открыто выступит против демократических устремлений киргизского народа". Тем не менее, озвучивая свою обеспокоенность усилившимся присутствием США в регионе, некоторые представители официального Тегерана указали на связь событий в центральноазиатской республике с деятельностью США, передало агентство Payvand со ссылкой на радио "Свобода/Свободная Европа" (РС/РСЕ).

РС/РСЕ указывает на тенденцию расширения экономических связей двух стран, ставшую очевидной в последнее время. Пока торговые отношения между Ираном и Киргизией, население которой составляет 5 млн. человек, незначительны. Главные предметы экспорта страны - сельскохозяйственная продукция (хлопок, шерсть, мясо, табак), минералы (золото, ртуть, уран), энергия (природный газ, гидроэлектроэнергия) и промышленные товары (продукция машиностроения, обувь). Его потребителями являются ОАЭ, Швейцария, Россия, Казахстан, Канада и Китай. Киргизия импортирует нефть, газ, химические реагенты, продукты питания и промышленные товары - в основном из России, Казахстана, Китая, США, Узбекистана и Германии. Тегеран, однако, сильно заинтересован в расширении объемов торговли с Киргизией. За последнее время ряд официальных делегаций двух стран обменялись визитами. Первый вице-премьер Ирана Мохаммад-Реза Ареф, министр торговли Мохаммад Шариатмадари и министр здравоохранения Масуд Пезешкян встретились с Акаевым и другими официальными лицами в Бишкеке в октябре 2004 года. Тогда две стороны подписали четыре меморандума о взаимопонимании по вопросам здравоохранения, передачи электроэнергии и торговли. Шариатмадари возглавил другую делегацию, посетившую Киргизию в мае 2004 года.

Значительным событием в двусторонних отношениях стал визит Акаева в Иран в декабре 2003 года, в результате которого была достигнута договоренность об инвестировании Ираном 10 млн. долларов в киргизскую экономику. Две стороны подписали семь меморандумов о взаимопонимании: по вопросам торговли, таможенных тарифов, торговых центров, выдачи виз, права, сотрудничества в области культуры и искусства, а также жилищного и городского строительства. Акаев встретился с верховным лидером аятоллой Али Хаменеи, экс-президентом и председателем Совета по целесообразности принимаемых решений Ирана аятоллой Али-Акбаром Хашеми-Рафсанджани, президентом Ходжатолесламом Мохаммадом Хатами, тогдашним председателем меджлиса Мехди Карруби и министром иностранных дел Камалем Харрази. "Исламская республика Иран каждый день демонстрирует растущий интерес к развитию и расширению связей с Киргизией, особенно в экономической области", - сказал киргизский министр иностранных дел Аскар Айтамов 26 декабря 2003 года. Две страны взаимодействуют и в многосторонних организациях. И Киргизия, и Иран являются членами Организации экономического сотрудничества (ECO), и Хатами и Акаев встретились в Душанбе во время сентябрьского саммита ECO 2004 года. Министр иностранных дел Харрази посетил Киргизию в июне 2003 для участия во встрече министров иностранных дел ECO.

Несмотря на сдержанную реакцию иранского МИДа на развитие событий в Киргизии, руководство страны выразило серьезную озабоченность расширением присутствия США в Средней Азии, Кавказском регионе и Персидском заливе. Аятолла Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани рассматривает киргизские события в контексте того, что происходит в Ливане и Ираке. В проповеди во время пятничной службы 25 марта, которая транслировалась по национальному радио, он сказал: "Вы видите, что творит американское нечестие в Ливане. Страна, которая грамотно регулировала свои дела, ввержена в кризис. Вы видите, что они сделали в Киргизии. Вы видите, как они забавляются с народом Ирака". Хашеми-Рафсанджани продолжил: "Эта разработанная Америкой ползучая акция нацелена на доминирование над другими странами и расхищение их природных ресурсов. Полагаясь на Бога и нашу революцию, стойко держась заветов Божиих, Корана, и проявляя бдительность, мы надеемся дать отпор преступным намерениям Америки".

В комментарии, переданном 25 марта по иранскому государственному телевидению, говорилось, что события в Киргизии, Молдавии, на Украине и в Грузии показывают, что эти страны находятся "в фокусе внимания иностранных держав". В нем утверждалось, что за событиями в Киргизии стоит западное, в особенности, американское вмешательство. Более 50 неправительственных организаций, которые были учреждены в Киргизии в последнее время, "сыграли фундаментальную роль в этом кризисе", - указывалось в комментарии. США пытается привести к власти в этих странах дружественные правительства, поскольку они обладают запасами энергии, ураном и ядерной технологией. Иранское телевидение обратило внимание и на религиозный аспект событий. "Следует заметить", - говорилось в нем, что "такое развитие событий происходит в странах, (где) большинство населения исповедует ислам. Это ясно указывает на процесс экспансионистской и гегемонистской политики Америки". Пока ситуация в Бишкеке относительно стабилизировалась, и политическая и информационная жизнь в Иране приостановлена в связи с праздником Норуз. Если формирующееся правительство Киргизии не выступит с какими-либо вопиющими анти-иранскими комментариями и не предпримет шагов, которые могут быть расценены как враждебные, две страны, вероятно, продолжат развивать свои отношения в обычном русле.