Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 25 января приняла резолюцию по проблеме Нагорного Карабаха, а также рекомендации к Комитету министров Совета Европы по разрешению конфликта. На вопросы ВВС отвечает автор проекта резолюции и рекомендаций - британский депутат Дэвид Аткинсон.

Какое реальное влияние на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта смогут оказать резолюция и рекомендации ПАСЕ?

К сожалению, более чем 10-летняя деятельность Минской группы ОБСЕ по разрешению карабахского конфликта не принесла результатов. ПАСЕ ставила перед собой цель внести парламентское измерение в процесс урегулирования, повысить роль парламентариев враждующих стран в мирном процессе (резолюция предусматривает частые встречи и обсуждения между депутатами из Армении и Азербайджана - прим. ВВС). Это может дать новые идеи для разрешения конфликта.

После принятия этой резолюции мы ждем, что азербайджанское правительство начнет контактировать с представителями Нагорно-карабахского региона и обсуждать с ними проблемы (решения ПАСЕ предусматривают также начало диалога между азербайджанским правительством, армянскими и азербайджанскими общинами Нагорно-карабахского региона - ВВС). Возможно, что эти обсуждения пройдут здесь, в Страсбурге - Ассамблея предложила свои услуги по организации этих переговоров. В 1994-95 годах, когда я был председателем Комитета ПАСЕ по связям со странами - не членами Совета Европы, я организовал в Страсбурге такой диалог, и тогда были представлены все стороны. К сожалению, обсуждения 10 летней давности не принесли результата. Но я думаю, что недавние инициативы будут плодотворны.

Критики говорят, что в обсуждении конфликта в ПАСЕ не было никакой необходимости: поскольку карабахский конфликт находится вне ведения Совета Европы, и этой проблемой занимается Минская группа ОБСЕ.

Как показывают прошедшие 10 лет усилий одной Минской группы недостаточно. Совет Европы может внести свой собственный вклад в мирное урегулирование. При этом, мы ни в коей мере не намерены подменять Минскую группу, мы лишь хотели бы помочь сопредседателям.

Во время обсуждений на Ассамблее Вы говорили, что в карабахском конфликте имеют место противоречия двух принципов: права наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств. Какой из принципов, по вашему мнению, должен быть взят за основу при разрешении карабахского конфликта?

Совет Европы признал территориальную целостность Азербайджана, когда страна была принята в ряды этой организации. Если стороны придут к согласию по изменению существующих границ, как это было в случае с разделением границ между Чехией и Словакией, если правительство Азербайджана согласится с требованием населения Карабаха о предоставлении независимости, то и мы это примем.

Но очевидно, что азербайджанские власти никогда не согласятся с требованием Карабаха о независимости. Совет Европы, как и другие международные организации, не может признать независимость Нагорного Карабаха. Поэтому принцип "права наций на самоопределение" в случае с Карабахом не может быть применен.

Переговоры по карабахскому конфликту безрезультатно продолжаются уже более 10 лет. Что, по вашему мнению, тормозит урегулирование конфликта?

Переговоры, по моему мнению, не приносят результата потому, что за все эти годы не было реальных контактов между азербайджанскими властями и представителями Нагорного Карабаха. Необходимо начать переговоры, установить диалог для разрешения этого конфликта. Инициатива Совета Европы как раз и приведет к установлению таких контактов. И, возможно, разрешению конфликта.

Ощущали ли вы какое-либо давление со стороны армянской или азербайджанской делегацией во время подготовки доклада?

Как докладчик, я имею свое собственное видение проблемы. Мои цели совпадали с мнением как армянской, так и азербайджанской делегаций.

Каковы будут первые шаги Совета Европы теперь, после принятия резолюции и рекомендаций?

В пятницу, 28 января, Бюро ПАСЕ обсудит план действий Совета Европы по претворению в жизнь решений по Карабаху. Я думаю, Бюро обратится с письмом к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, в котором будет говориться о необходимости реализации решений ПАСЕ, в частности, приглашения к диалогу представителей Карабаха. Мы будем счастливы содействовать налаживанию этого диалога.

Вы будете устанавливать какие-то сроки начала этого диалога?

Нет. Мы бы только хотели, чтобы этот диалог был начат без каких-либо предварительных условий.