Аткинсон и конфликт "между реальностью и правом": текст доклада по Нагорному Карабаху
Азербайджан, 24 января, 2005, 20:36 — ИА Регнум. 25 января в рамках зимней сессии ПАСЕ в Страсбурге будет заслушан доклад британского парламентария Дэвида Аткинсона по вопросу Нагорного Карабаха. Следует отметить, что первым докладчиком по Нагорному Карабаху был Терри Дэвис, ныне являющийся Генсеком СЕ. В силу повышенного интереса к докладу в Армении, Нагорном Карабахе и Азербайджане ИА REGNUM приводит изложение документа, который буквально завтра, возможно с определенными поправками, может принять форму резолюции.
Краткое изложение
Нагорно-карабахский конфликт остается неурегулированным по прошествии более десяти лет после начала боевых действий. Сотни тысяч людей все еще перемещаются и живут в невыносимых условиях. Значительные части территории Азербайджана продолжают оставаться оккупированными армянскими силами. Военные действия, предшествовавшая им и широко распространенная этническая вражда, привели к крупномасштабным выселениям по этническому признаку и созданию моноэтнических областей, что походит на ужасное понятие - этническая чистка. Сепаратистские силы все еще контролируют нагорно-карабахский регион.
Парламентская Ассамблея повторяет, что оккупация иностранной территории государством-членом СЕ является серьезным нарушением обязательств данного государства, как члена Совета Европы и подтверждает право перемещенных лиц из конфликтной зоны вновь благополучно и с достоинством вернуться в свои дома. Ассамблея также поддерживает Минский процесс в рамках ОБСЕ по мирному решению конфликта и призывает Армению и Азербайджан проложить тропу согласия.
Проект резолюции
1. Парламентская Ассамблея выражает сожаление по поводу того, что спустя десятилетие после того, как начались вооруженные действия вокруг нагорно-карабахского региона, конфликт все еще остается нерешенным. Сотни тысяч людей все еще выселяются и живут в невыносимых условиях. Значительные части территории Азербайджана продолжают оставаться оккупированными армянскими силами, а сепаратистские силы все еще контролируют нагорно-карабахский регион.
2. Ассамблея выражает озабоченность тем, что военные действия, предшествовавшая им и широко распространенная этническая вражда, привели к крупномасштабным выселениям по этническому признаку и созданию моноэтнических областей, что походит на ужасное понятие - этническая чистка. Ассамблея подтверждает, что отторжение региона от государства и его суверенитет могут быть достигнуты лишь в результате мирного и правового процесса, основанного на демократической поддержке жителей данной территории, но не путем вооруженного конфликта, ведущего к этническим выселениям и, де-факто, аннексии этой территории другим государством. Парламентская Ассамблея повторяет, что оккупация иностранной территории государством-членом СЕ является серьезным нарушением обязательств данного государства, как члена Совета Европы и подтверждает право перемещенных лиц из конфликтной зоны вновь благополучно и с достоинством вернуться в свои дома.
3. Ассамблея напоминает Резолюции 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) и 884 (1993) Совета Безопасности ООН и призывает заинтересованные стороны полностью подчиниться им, в частности, воздержаться от любых вооруженных столкновений и вывести вооруженные силы с любых оккупированных территорий. Ассамблея присоединяется к требованию, выраженному в Резолюции 853 (1993) СБ ООН и, тем самым, призывает всех государств-участнников воздержаться от поставок любых вооружений и боеприпасов, что может привести к интенсификации конфликта или длительной оккупации территории.
4. Ассамблея напоминает, что и Армения, и Азербайджан обязались при вступлении в Совет Европы в январе 2001 г. использовать исключительно мирные пути урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Таким образом, Ассамблея призывает правительства обоих стран воздержаться от применения вооруженных сил друг против друга, а также от военной пропаганды.
5. Ассамблея напоминает, что Совет Министров ОБСЕ в Хельсинки в марте 1992 г. дал согласие создать Минскую группу в качестве формата для переговоров по мирному урегулированию конфликта. Армения, Азербайджан, Белоруссия, прежняя Чешская и Словацкая Федеративная республика, Франция, Германия, Италия, Российская Федерация, Швеция, Турция и Соединенные Штаты Америки согласились тогда участвовать в этой Конференции. Ассамблея обращается к этим государствам с просьбой приложить дополнительные усилия в достижении мирного решения конфликта и приглашает их национальные делегации в Ассамблею для ежегодного отчета шагов их правительств в данном направлении. С этой целью, Ассамблея просит, чтобы Бюро создало Специальный Комитет, в который в числе прочих войдут главы этих национальных делегаций.
6. Ассамблея отдает дань неустанным усилиям сопредседателей Минской Группы и Личного представителя действующего председателя ОБСЕ, в частности, за вклад в достижении перемирия в мае 1994 г. и дальнейшего мониторинга за соблюдением этого перемирия. Ассамблея призывает сопредседателей МГ ОБСЕ принять неотложные меры для достижения политического согласия по недопущению вооруженного столкновения, выполнение которого устранит главные последствия конфликта для всех сторон и разрешит созыв Минской Конференции. Ассамблея призывает Армению и Азербайджан активно представлять друг другу через МГ свои конструктивные предложения по мирному урегулированию конфликта в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права.
7. Ассамблея напоминает, что Армения и Азербайджан поставили свои подписи под Пактом ООН и, в соответствии со Статьей 93, параграфа 1 и, в силу самого этого факта, присоединились к Уставу Международного суда. Исходя из этого, Ассамблея предлагает - в том случае, если переговоры под эгидой МГ ОБСЕ потерпят неудачу, Армения и Азербайджан должны рассмотреть возможность использования Международного суда в соответствии со Статьей 36, параграфа 1 Устава Суда.
8. Ассамблея призывает Армению и Азербайджан форсировать политическое урегулирование конфликта путем наращивания двустороннего межпарламентского сотрудничества, как в рамках Ассамблеи, так и других форумов - таких, как встречи спикеров парламентов стран Кавказской Четверки. Это предусматривает, что обе делегации должны встречаться в течение каждой сессии Ассамблеи с тем, чтобы рассмотреть прогресс процесса урегулирования.
9. Ассамблея призывает правительство Азербайджана наладить контакты с политическими представителями обеих общин Нагорного Карабаха относительно будущего статуса региона. Ассамблея готова предоставить средства для организации таких контактов в Страсбурге, напоминая, что это уже было сделано в виде слушаний с армянским участием.
10. Обращаясь к своей Резолюции 1570 (2002) по ситуации с беженцами и перемещенными лицами в Армении, Азербайджане и Грузии, Ассамблея призывает стран-членов и государств-наблюдателей обеспечить гуманитарную помощь и содействие сотням тысяч людей, перемещенных в результате вооруженных действий и изгнания этнических армян из Азербайджана и этнических азербайджанцев из Армении.
11. Ассамблея осуждает любые выражения ненависти в СМИ Армении и Азербайджана. Ассамблея призывает Армению и Азербайджан способствовать достижению взаимного согласия между населением посредством школ, университетов и СМИ. Без такого согласия, ненависть и недоверие предотвратят стабильность в регионе и могут привести к новому насилию. Любому продолжительному урегулированию должно предшествовать налаживание такого процесса примирения.
12. Ассамблея призывает Генерального секретаря Совета Европы разработать план действий для предоставления специального содействия Армении и Азербайджану, призванного помочь процессу взаимного примирения и принять ко вниманию данную резолюцию при выборе действий в отношении Армении и Азербайджана.
13. Ассамблея призывает Конгресс местных и региональных властей Совета Европы содействовать избранным в локальном масштабе представителям Армении и Азербайджана в установлении взаимных контактов и налаживании межрегионального сотрудничества.
14. Ассамблея проанализирует существующие в рамках Совета Европы механизмы разрешения конфликтов, в особенности, Европейскую конвенцию по мирному разрешению споров, чтобы представить странам-участницам лучшие механизмы мирного урегулирования двусторонних конфликтов, а также внутренних споров, вовлекающих локальные и региональные территориальные общины или власти, которые могут подвергнуть опасности права человека, стабильность и мир.
15. Ассамблея продолжит регулярный контроль над мирным урегулированием этого конфликта и вернется к рассмотрению этой проблемы в первой части(зимней) сессии 2006 года.
Рекомендации проекта
1. Парламентская Ассамблея обращается к Резолюции... (2005) о том, что конфликт передан Минской группе ОБСЕ и рекомендует Комитету Министров:
a. убедить заинтересованные стороны выполнить требования резолюций СБ ООН 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) и 884 (1993), в особенности, воздержаться от любых вооруженных действий и вывести вооруженные силы из всех оккупированных территорий Азербайджана;
b. контролировать выполнение Арменией и Азербайджаном резолюций СБ ООН и решений Совета Министров ОБСЕ по данному конфликту;
c. докладывать Ассамблее об усилиях, предпринимаемых государствами-участниками для мирного урегулирования конфликта в соответствии с резолюциями СБ ООН, включая меры по воздержанию государств-членов от поставок любых вооружений и боеприпасов, что может привести к интенсификации конфликта или продолжительной оккупации территории в нарушение Резолюции 853 (1993) СБ ООН;
d. напоминая Рекомендацию 1251 (1994) по конфликту в Нагорном Карабахе, предоставить в распоряжение Армении и Азербайджана, если они того пожелают, экспертов, которые могут помочь в определении политического статуса Нагорного Карабаха;
e. ассигновать средства на специальный план действий по установлению доверия в Армении и Азербайджане;
f. ассигновать средства на специальные программы подготовки преподавателей и журналистов из обеих стран, нацеленных на налаживание большего взаимного доверия, толерантности и примирения;
g. ассигновать средства на определенные действия Европейской Комиссией, нацеленных против расизма и нетерпимости в обеих странах, направить эти усилия, в особенности, в сферу образовательных учреждений и СМИ;
h. поручить компетентным руководящим комитетам провести анализ и определить насколько Европейская конвенция по урегулированию споров отражает текущие требования урегулирования конфликтов между государствами-членами Совета Европы и определить пункты, нуждающиеся в пересмотре для обеспечения адекватных инструментов мирного урегулирования споров между государствами-членами Совета Европы;
i.взять за основу Резолюцию... (2005) при выборе действий, относящихся к обеим сторонам;
j. направить Резолюцию... (2005) правительствам государств-членов в целях их национальной, двусторонней и многонациональной поддержки.
Объяснительный меморандум Докладчика
Введение
1. До 31 августа 2004 г. докладчиком по Нагорному Карабаху являлся Тэрри Дэвис. 1 сентября 2004 г. Дэвис стал Генеральным секретарем Совета Европы и оставил функции докладчика ПАСЕ. Он провел несколько встреч со сторонами и посетил регион, по результатом чего представил проект доклада Комитету ПАСЕ. Проект доклада был обсужден на встрече Политического Комитета ПАСЕ в Париже 14 сентября 2004 г. Именно тогда я был назначен докладчиком. Этот документ является проектом доклада, в котором нашли место также внесенные мною изменения.
2. Доклад под названием "конфликт, которым занимается МГ ОБСЕ" касается вооруженного столкновения между армянами и азербайджанцами вокруг нагорно-карабахского региона и окружающих его районов, которые находятся под оккупацией армянских сил.
3. Регион конфликта включает территорию прежней Нагорно-Карабахской Автономной Области, а также в полной или частичной мере территории близлежащих восьми районов Азербайджана. Прежняя Нагорно-Карабахская Автономная Область не соединена с территорией Армении и отделена от Армении другими районами.
4. В течение прошедших 15 лет, внимание европейских государств было в большей степени сосредоточено на конфликтах в других областях, и конфликты на Южном Кавказе не получили достаточного внимания и понимания. В течение подготовки данного доклада, эта ситуация изменилась. Некоторые правительства стран, не принадлежащих к данному региону, приступили к осуществлению программ, которые могут быть охарактеризованы как налаживание мер доверия. Однако некоторые люди в регионе выразили точку зрения, что данные усилия должны быть скоординированы международной организацией, такой как Совет Европы.
5. Конфликт, касающийся нагорно-карабахского региона, действительно является конфликтом между двумя принципами: территориальной целостностью и самоопределением. С одной стороны, границы Азербайджана получили международное признание в то время, когда эта страна была признана независимой в 1991г. Территория Азербайджана включала регион Нагорный Карабах. С другой стороны, армянское население Нагорного Карабаха (большинство даже перед "этнической чисткой" в 1992-1994 гг.) стремится к реализации права на самоопределение. Они поддержаны Арменией.
6. Согласно предоставленной мне информации, помимо местных армян изнутри Азербайджана, в вооруженной борьбе за нагорно-карабахский регион участвовали и армяне из Армении. Сегодня, Армения дислоцировала солдат в нагорно-карабахском регионе и окружающих районах, люди в регионе обладают паспортами Армении, и армянское правительство направляет в этот регион большие бюджетные средства.
7. Конфликт имеет давние исторические корни. Он вылился в вооруженные столкновения в 1992 г., и борьба между армянами и азербайджанцами не прерывалась до 1994 г.
8. Во время конфликта и предшествовавших событий, сотни тысяч людей были перемещены. Прошло больше чем десять лет, и они не были в состоянии возвратиться в свои дома. Эти люди чаще всего живут в невыносимых условиях. Помимо острой гуманитарной нужды, существует также скрытая опасность новой вспышки вооруженных действий. Этот проект доклада и проект рекомендации призван повысить понимание конфликта и способствовать усилиям по его мирному урегулированию.
9. ОБСЕ начал работать вокруг этого конфликта в 1992 г. и решил учредить конференцию в Минске на срок до полного урегулирования конфликта. В мае 1994 г. был зафиксирован успех в плане достижения соглашения по перемирию, что остановило войну. Хотя последующие переговоры еще не увенчались достижением урегулирования, я отдаю дань неустанным усилиям сопредседательства МГ ОБСЕ.
10. Для подготовки этого доклада, докладчик дважды посетил Армению и Азербайджан и встретился с сопредседателями МГ ОБСЕ и Личным Представителем Действующего Председателя ОБСЕ по четырем отдельным поводам.
Исторический фон
11. Для понимания сути конфликта, будет весьма полезно обратиться к истории региона и ситуации до того, как вспыхнула борьба. Фактически, история - важный фактор. Это весьма болезненно и для армян, и для азербайджанцев, и исторические события широко использовались, чтобы оправдать этническую ненависть, насилие и территориальные требования. Однако в этом докладе не содержится изложения исчерпывающей исторической справки. Скорее это намерение акцентировать внимание на ряде ключевых фактов.
12. С 1987 года межэтническая неприязнь росла параллельно с ростом напряжения между Арменией и Азербайджаном в составе СССР. С распадом СССР, напряжение вылились в крупномасштабные военные действия, которые обернулись гибелью тысяч людей и появлением сотен тысяч перемещенных. После этих событий, Комитет Министров Совета Европы выступил 11 марта 1992 г. с заявлением, осуждающим агрессию и нападения на гражданское население. После того, как Армения и Азербайджан в 1992 г. вступили в ОБСЕ, конфликтом стала заниматься ОБСЕ.
13. Тем временем, этнические армяне утвердили "правительство" в нагорно-карабахском регионе с ее "столицей" в Степанакерте (или Ханкенди по-азербайджански). Это "правительство" не признано ни одним государством-членом Совета Европы, ОБСЕ, Европейского Союза или ООН. Армения поддерживает тесные политические, экономические и военные отношения с ними, но не признает регион независимым государством и, следовательно, не устанавливает дипломатических отношений с этим "правительством".
14. Более детальная информация об истории региона помещена в приложение к данному документу. Приложение состоит из ознакомительного листа Генерального Директората по политическим отношениям СЕ. Также прикреплена информация, написанная парламентским представителем Азербайджана в Совете Европы.
Усилия МГ ОБСЕ
15. К сожалению, но по понятным причинам, Минский процесс ОБСЕ конфиденциален и ограничен правительствами Армении и Азербайджана. Поэтому, общественности двух стран доступно весьма ограниченное количество информации. Тем не менее, некоторые положения, обсуждаемые в ходе двусторонних встреч при содействии МГ ОБСЕ, стали достоянием молвы и предметом спекуляций. В результате, широкая общественность верит, что переговоры двух правительств были близки к соглашению после инициатив сопредседателей в 1997г., 1998 г. и 2001г. в рамках встреч президентов Армении и Азербайджана в Париже и Ки-Уэсте (США). Предложенные варианты урегулирования отличались друг от друга, но покрывали статус нагорно-карабахского региона, вывод вооруженных сил и последующие гарантии безопасности, так же как и возвращение беженцев и перемещенных лиц.
16. 2003 год в результате парламентских и президентских выборов в Армении и Азербайджане, фактически, не внес никакого продвижения в двусторонние переговоры под эгидой МГ ОБСЕ.
17. В ходе посещения докладчиком региона в феврале 2004 г., ситуация могла быть охарактеризована как безвыходная. Встреча между президентом Кочаряном и президентом Алиевым в ноябре 2003 г. не ознаменовалась даже согласованием даты следующей встречи. Однако была проделана большая работа с февраля, после другой встречи президентов в Варшаве 28 апреля 2004 г. и нескольких встреч министров иностранных дел в Братиславе 18-19 марта, Праге - 16 апреля, Страсбурге - 12-13 мая, Праге - 21 июня и Стамбуле 28-29 июня 2004 года. В ходе отдельных встреч с министрами иностранных дел и сопредседателями МГ ОБСЕ в Страсбурге 13 мая, у докладчика сложилось впечатление, что, хотя достижение соглашения не выглядит неизбежным фактом, переговоры получили новый импульс.
18. Нынешнее население Нагорного Карабаха не вовлечено в процесс переговоров под эгидой МГ ОБСЕ. Президент Армении, президент Кочарян был первым "президентом" самопровозглашенной, но не признанной международным сообществом "Нагорно-Карабахской Республики " и, таким образом, может обладать доверием этнического армянского населения этого региона. Однако его преемник и другие представители политических сил региона считают себя представителями народа и, таким образом, хотят быть подключены в любое соглашение по урегулированию. В ходе визита докладчика в Баку, стало ясно, что азербайджанские власти готовы включить представителей политических сил Нагорного Карабаха, если они откажутся от своего стремления к расколу. Исключение этих политических сил - слабая сторона текущего процесса, поскольку, в итоге, решение не может быть навязано им против их воли.
Другие усилия по урегулированию конфликта
19. В течение вооруженного конфликта, СБ ООН принял Резолюции 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) и 884 (1993). Они призывали Армению и Азербайджан восстановить мир, защитить гражданское население и освободить территории, оккупированные в ходе конфликта. Последнее относилось, в частности, к Армении. Прискорбно, что главные части этих Резолюций до сих пор не выполнены.
20. Некоторые утверждают, что ООН должна стать более активной, имея дело с этой проблемой, поскольку она вредит авторитету Совета Безопасности, а его резолюции игнорируются. Однако Совет Безопасности отвергает все предложения по увеличению участия и просто поддерживает посредническую миссию ОБСЕ.
Международный правовой спор
21. Есть и другой путь в рамках ООН, который мог бы быть использован сторонами конфликта в том случае, если переговоры под эгидой МГ ОБСЕ не приведут к согласованному варианту урегулирования. Статья 36 Устава ООН констатирует, что правовые споры, как правило, должны направляться сторонами в Международный суд. Являясь государствами-членами ООН, Армения и Азербайджан могли бы воспринимать Международный суд в качестве альтернативного пути достижения мирного урегулирования конфликта.
22. Есть другая точка зрения. Как уже было отмечено, следствием конфликта стало изгнание этнических азербайджанцев из оккупированных территорий и изгнание этнических армян из Азербайджана, а также этнических азербайджанцев из Армении, большинство беженцев и внутренне перемещенных лиц, живут далеко от своих домов. Эти люди имеют право пользоваться своим имуществом и получить компенсацию за лишение этого права, в соответствии со Статьей 1, первого Протокола Европейской Конвенции по правам человека. Европейский Суд по правам человека, рассматривая иск против Турции, предоставил истцу компенсацию за незаконное перемещение в ходе вооруженного столкновения. Параллели с людьми, перемещенными в нагорно-карабахском регионе и из ближайших территорий, очевидны.
Важные предпосылки для долгосрочного урегулирования
23. Долгосрочное урегулирование конфликта, конечно, должно заходить дальше правового урегулирования. Необходимо подчеркнуть, что этот спор имеет второе измерение: конфликт между реальностью и правом. Большая часть населения нагорно-карабахского региона - этнические армяне, так дело обстояло перед конфликтом. Азербайджанское население этого региона составляло меньшинство, и в будущем азербайджанское население, вероятно, останется меньшинством. Вдобавок, получило широкое распространение и глубокое внедрение недоверие между армянами и азербайджанцами. Это недоверие не может быть преодолено лишь вердиктом суда или правовым урегулированием.
24. Любое урегулирование стоит перед демократической дилеммой, требующей, чтобы политическое руководство обеих стран ответило на общественное мнение. Существующее общественное мнение в обеих странах, возможно, еще не готово к урегулированию, основанному на компромиссе.
25. Следует обратиться в большей части к ужасным гуманитарным условиям жизни беженцев и перемещенных лиц. Эти люди имеют право на возвращение в свои дома, но много и таких людей, которые не желают возвращаться (особенно этнические азербайджанцы, прежде проживающие в Армении и этнические армяне, прежде проживающие в Азербайджане). Прежнее население Нагорного Карабаха и смежных районов, вероятно, с большей охотой возвратилось бы, поскольку эти области были населены исключительно этническими азербайджанцами и в настоящее время почти освобождены от населения. Беженцы, которые не хотят возвращаться, нуждаются в интеграции в общество, в котором они проживают после скитаний. Там, куда могут возвратиться перемещенные люди, нужно большое усилие для реконструкции их разрушенных домов. Реконструкция зданий должна идти в ногу с реконструкцией экономики и развитием. В этом отношении, международное сообщество будет призвано оказать поддержку.
26. Если возможное урегулирование этого спора не предусмотрит непосредственное отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана, в то же время все признают, что Нагорный Карабах должен получить высокий уровень автономии. В этой связи, докладчик, в качестве удачного примера, привлекает внимание к резолюции Ассамблеи 1334 (2003) и рекомендации 1609 (2003) о положительном опыте автономных областей. В детальном докладе по данному поводу, Андреас Гросс приходит к выводу, что региональная автономия с высокой степенью самоуправления может быть лучшим решением, чем раскол и независимость.
27. Конфликт усилил получившую широкое распространение и глубокое внедрение этническую ненависть и, даже, ужас. Историческое чувство недоверия и опасения были усугублены личным опытом многих людей с обеих сторон, нажитым в течение вооруженного конфликта и предыдущих событий. Чтобы жить мирно вместе, или, по крайней мере, рядом, армянам и азербайджанцам необходима определенная степень примирения. Совет Европы посредством Европейской Комиссии против Расизма и Нетерпимости, а также сфер образования и СМИ, разработал программы налаживания доверия и принципы действий против расизма, нетерпимости и этнической ненависти. Успешные шаги проделаны Советом Европы в сфере противодействия риторики ненависти. Такие действия в данном регионе крайне необходимы.
28. Мирное сосуществование двух этнических групп в начальной стадии потребует высокий уровень безопасности и присутствия полиции. По мнению докладчика, это будет требовать международного присутствия, принимая во внимание опыт таких усилий в других частях Европы.
Возможные действия Совета Европы и государств-членов
29. Ключевым вопросом для Ассамблеи является, как Совет Европы и государства-члены могут внести свой вклад в урегулирование конфликта и преодоление ее гуманитарных последствий.
30. Совет Европы имеет большой опыт в налаживании и продвижении мер доверия. Доверие каждого, живущего в Армении и Азербайджане, существенно для положительного политического продвижения в будущем. Поэтому, меры установления доверия должны стать приоритетом для Совета Европы.
31. Европейская Комиссия против Расизма и Нетерпимости (ЕКРН) в своем анализе по каждой стране ответственна в том, чтобы работать с Арменией и Азербайджаном. Вдобавок, различные секторы Совета Европы разработали принципы и программы действий для налаживания большей терпимости и взаимного доверия. Работа ЕКРН должна быть скоординирована и укреплена программами помощи и сотрудничества Совета Европы.
32. Совет Европы - не гуманитарная организация. Однако Банк развития Совета Европы может предоставить ссуды для проектов, нацеленных на мирное урегулирование конфликта - как в Армении, так и в Азербайджане. Кроме того, государства-члены Совета Европы могли бы скоординировать свою двустороннюю поддержку с Комитетом Министров Совета Европы.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Байдена возмутил массированный удар ВС РФ по энергообъектам Украины
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- ФСБ сорвала серию покушений Киева на высокопоставленных военных в Москве
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО