Ежегодный отчет министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна об итогах внешней политики Армении за 2004 год

Армения вступает в 2005 год, приступая к новому этапу становления гражданского общества и демократических реформ, сохраняя, зафиксированные в последние годы, высокие темпы экономического роста, будучи активно вовлеченной в интеграционные и актуальны общемировые процессы, международные программы по обеспечению безопасности.

Связывая перспективы развития Армении с Европейской семьей, в 2004 г. наше внимание было приковано к процессам расширения Евросоюза. В середине прошлого года Армения была вовлечена в инициативу ЕС нового соседства.

В центре нашего внимания находятся перспективы развития событий в регионе, международные процессы безопасности. В этом контексте особую важность для нас представляют стамбульский саммит НАТО, в ходе которого были определены подходы Альянса относительно Южного Кавказа, инициативы по нераспространению ядерного оружия, а также мероприятия по стабилизации ситуации в Ираке и Афганистане, урегулирование Ближневосточного конфликта, что, так или иначе, соприкасается с проблемами безопасности нашего региона.

Вызывает обеспокоенность обострение в российско-грузинских отношениях, что негативно отразилось также на экономике Армении. Внутриполитическое обострение вокруг итогов президентских выборов на Украине привело к разногласиям между США, европейскими структурами и Россией, что нехарактерно в контексте позитивного диалога последних лет.

В течение прошлого года Армения была вовлечена в многосторонние усилия международного сообщества по борьбе с терроризмом.

Продолжая следить за опытом, накопленным МГ ОБСЕ в процессе карабахского урегулирования, армянская дипломатия в 2004 году была вынуждена применить дополнительные усилия в разных международных инстанциях с тем, чтобы противостоять лишенным конструктивности и не способствующим урегулированию проблемы инициативам Азербайджана. Тем не менее, к концу года был сформирован круг согласованных вопрос, что позволит продолжить переговоры в 2005 году.

Были предприняты шаги по укреплению связей в новых регионах, по поднятию уровня отношений с разными странами и международными организациями.

В 2004 г. внешняя политика Армении была акцентирована на развитие экономической составляющей и на европейскую интеграцию.

Экономические компоненты внешней политики

Активизация экономического фактора нашла отражение при разработке общих подходов внешней политики Армении и стала, параллельно с фактором безопасности, приоритетом в углублении отношений, принятии решений и их реализации.

Первоочередными задачами в обеспечении благоприятных внешних условий экономического прогресса и экономической безопасности Армении, а также сохранения высоких темпов экономического роста последних лет являются: обеспечение транспортных коммуникаций с внешним миром, бесперебойная эксплуатация маршрутов переправки энергоносителей, их диверсификация, обеспечение благоприятных условий для внешней торговли, поиск и завоевание новых рынков для отечественного производителя, обеспечение иностранных инвестиций.

Более объемные пакеты вопросов по этим направлениям включены в повестку постоянных переговоров с Грузией, Ираном, Россией, США, Евросоюзом и странами- членами этой организации, отдельные вопросы включены в рамки повесток переговоров с Китаем, Индией, Японией и другими странами. Важным направлением внешней экономической политики Армении является развитие взаимоотношений с экономическими структурами ООН, СНГ, ЧЭС и иных международных организаций.

В 2004 г. в результате взаимных визитов президентов, а также по итогам переговоров глав МИД и состоявшегося в Тбилиси заседания межправительственной комиссии, наметились перспективы экономического сотрудничества с Грузией, взаимодействия с этой страной в сферах энергетики, связи, коммуникаций и т.д. Основные темы обсуждений - запуск коммуникаций по направлениям Запад-Восток, Юг-Север, транспортных коридоров, подписание армяно-грузино-российского соглашения по эксплуатации железнодорожной паромной переправой Поти-"Кавказ", сотрудничество в рамках ЧЭС и других программ.

Наиболее значительным событием в экономическом сотрудничестве с Ираном в 2004 году стало начало строительства армянского отрезка газопровода Иран-Армения, сдача в эксплуатацию второй высоковольтной электролинии Агарак-Шинуайр. Ныне в числе основных вопросов повестки экономического сотрудничества - строительство Каджаранского тоннеля и ГЭС на реке Аракс, дальнейшее развитие взаимодействия в обеспечении альтернативных источников энергии, в частности, энергии ветра.

В 2004 году нашли решение ряд вопросов повестки экономического сотрудничества с Россией. Было получено согласие России -последней из стран-учредителей Соглашения Международного Транспортного Коридора (МТК) "Север-Юг" о присоединении Армении к данному Соглашению. Для нашей страны это создает возможность присоединения к данному маршруту через территорию Ирана и альтернативу стратегического значения в обеспечении транспортного сообщения с внешним миром. Вместе с тем в ближайшее время будет положено начало грузоперевозкам по железнодорожной переправе Поти-Кавказ, благодаря чему значительно сократятся транспортные расходы грузоперевозок между Арменией и Россией.

К числу основных вопросов повестки экономического сотрудничества Армении с Россией относится эксплуатация в полную мощность переданных российской стороне армянских предприятий, обеспечение роста объемов грузоперевозок между двумя странами, а также вопросы привлечения российского капитала в экономику Армении и полноценного использования энергетических мощностей Армении.

В 2004 году был зафиксирован прогресс в осуществлении программ экономического сотрудничества с США. Несмотря на сокращение общих объемов помощи, предоставляемой США зарубежным странам, сохранился сравнительно высокий уровень предусмотренного на 2005 год гуманитарного и технического содействия ($75 млн.) Армении, а объем военной помощи возрос более чем вдвое ($8,75 млн.). Армения стала страной-участницей программы США "Вызовы тысячелетия" на 2004 и 2005 финансовые годы.

США на законодательном уровне установили с Арменией постоянные, нормальные торговые отношения, тем самым, аннулировав в отношении нашей страны имеющую 30-летнюю историю поправку Джэксона-Веника.

В числе вопросов повестки армяно-американского экономического сотрудничества - проведение соответствующей оценки содействия в рамках задач Тысячелетия, обеспечение более высоких показателей экономического роста и благоприятных условий для инвестиций и предпринимательства. Кроме того это вопросы сельского хозяйства, среднего и малого предпринимательства, энергетики, водных ресурсов и научных исследований.

В 2004 году консультации с Европейским Союзом включали в себя вопросы перспектив сотрудничества в рамках политики Европейского соседства (ПЕС), возможностей развития двусторонних торгово-экономических связей, в том числе и присуждение экономике Армении со стороны ЕС статуса "рыночной". В перспективе усилия внешней политики Армении будут направлены на разработку программы действий в рамках ПЕС, укрепление регионального сотрудничества и стабильности, полноценное использование предоставленных ПЕС возможностей по получению льгот на европейском рынке и обеспечению потока инвестиций.

В прошлом году продолжилось участие Армении в программах ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ, нацеленных на развитие транспортной и энергетической инфраструктур Европа-Кавказ-Азия. Армения приняла участие в ноябрьских конференциях на уровне глав МИД стран Черноморского и Каспийского регионов и Еврокомиссии. Эти мероприятия были посвящены интеграции и дальнейшему развитию транспортных и энергетических рынков стран регионов. Наша страна приветствовала данную инициативу Еврокомиссии и выразила готовность активно участвовать в развитии взаимовыгодного сотрудничества в вышеуказанных сферах.

Европейская интеграция

Став членом Совета Европы (СЕ) и подписав с Европейским Союзом (ЕС) Договор о Партнерстве и Сотрудничестве, Армения присоединилась к евроинтеграционным процессам. Декларировав членство в ЕС долгосрочной целью, Армения продолжает последовательно осуществлять реформы по становлению демократических институтов и гражданского общества.

Европейская интеграция включает в себя также компонент безопасности и это рассматривается Арменией в контексте Евроатлантического партнерства. В этом смысле сотрудничество с ОБСЕ, СЕАП НАТО также являются важными составляющими евроинтеграции Армении.

2004 год ознаменовался качественно новыми взаимоотношениями с Европейским Союзом. Согласно решению июньского саммита ЕС Армения в числе других стран Южного Кавказа была включена в политику Европейского соседства (ПЕС), что стало важным шагом на пути евроинтеграции Армении и более активного вовлечения ЕС в регион.

Согласно ПЕС, новые соседи будут сотрудничать с ЕС на льготных условиях, что в свою очередь нацелено на стимулирование политических и экономических реформ. Этим государствам предоставляются новые возможности в развитии отношений с ЕС, однако прогресс каждой отдельной страны будет оцениваться в соответствии с индивидуальными достижениями. После подготовки доклада ЕС по Армении, начнется совместная работа над разработкой программы действий в рамках ПЕС.

В прошлом году была продолжена деятельность институциональных органов, предусмотренных Договором о Партнерстве и Сотрудничестве. Проведены встречи в рамках заседаний подкомитета по экономическим, торговым и правовым вопросам, комитета по парламентскому сотрудничеству, комитета по сотрудничеству, Совета по сотрудничеству.

Углублению взаимоотношений Армения-ЕС будет содействовать подписанное в сентябре соглашение, которым поднимается статус миссии Еврокомиссии в Ереване. Продолжается также активный политический диалог Армения-ЕС. Состоялись четыре рабочих визита спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Хейки Тальвитие в Армению в рамках которых он провел встречи с президентом Армении, с премьер-министром, с председателем НС, министром ИД и другими официальными лицами нашей страны. Спецпредставитель ЕС посетил также Нагорный Карабах и провел там встречи с политическим руководством.

В июле в Армении побывал Верховный комиссар по расширению ЕС Янеш Паточник и представил основные положения ПЕС, возможности и перспективы двустороннего сотрудничества в рамках этой программы. В сентябре в Армении находился председатель Еврокомиссии Романо Проди. Это первый визит на уровне главы Еврокомиссии в Армению. В рамках визита состоялись встречи с президентом, премьер-министром, председателем Национального Собрания, министром ИД. Визит свидетельствует о росте интереса ЕС к региону.

В течение года Армения пристально следила за развитием событий относительно начала переговоров Турции с ЕС и в этой связи обратила внимание Евросоюза на вопросы открытия армяно-турецкой границы и признания Геноцида армян. В преддверии саммита ЕС Европарламент рекомендовал Еврокомиссии и Европейскому Совету потребовать от Турции признать Геноцид армян и открыть границы. Ряд стран ЕС, в особенности Франция, выступили с публичной постановкой вопроса о необходимости признания Геноцида.

Большое значение в плане развития отношений Армения-Совет Европы имел организованный в июне первый официальный визит президента Армении в штаб-квартиру этой организации, его встреча с руководством СЕ и выступление в ходе летней сессии ПАСЕ.

В прошлом году Армения преодолела труднейший этап выполнения обязательств, взятых ею при вступлении в СЕ, который завершится принятием пакета конституционных реформ и соответствующих решений.

В феврале и ноябре в рамках встреч с "Группой Аго" Комитета министров СЕ по вопросам выполнения обязательств развернулись широкомасштабные обсуждения с армянскими властями, оппозиционными силами и представителями общественных организаций. "Группа Аго" зафиксировала прогресс в выполнении обязательств, одновременно указав на ряд проблем по принятию Избирательного кодекса и осуществлению конституционных реформ.

В конце года Национальное Собрание Армении представило на экспертизу в СЕ проект закона об отмене административного ареста.

СЕ откликнулся на внутриполитические события Армении в 2004 году резолюциями 1374 и 1405, принятыми в апреле и октябре Парламентской Ассамблеей. Докладчик ПАСЕ по Армении Ежи Яскерня в июне посетил Армению и по результатам своих встреч и наблюдений представил в ПАСЕ резолюцию 1405. Несмотря на обозначение существующих проблем и оплошностей, в резолюции положительно оценивается прогресс в осуществлении взятых обязательств.

В течение года в ПАСЕ развернулись обсуждения также по вопросу нагорно-карабахского конфликта. Тери Дэвис, ставший Генсеком СЕ, возложил обязанности докладчика по вопросу Нагорного Карабаха на Дэвида Аткинсона. Последний в ноябре представил в Политическом комитете ПАСЕ проект резолюции по нагорно-карабахскому конфликту, который будет обсужден на сессии ПАСЕ в январе 2005 года.

В 2004 году вопросы, представляющие двусторонний интерес, были обсуждены также в рамках взаимных визитов и встреч высокопоставленных официальных делегаций Армении и СЕ. В мае делегация, возглавляемая председателем Национального Собрания Армении, приняла участие в Страсбургской конференции председателей парламентов стран-членов СЕ.

В мае глава МИД Армении принял участие на 114-ой встрече комитета министров СЕ в Страсбурге, где подписал 14-ый Протокол европейской конвенции прав человека, касающийся реформирования Европейского суда. В 2004 году Армению посетили Генсек ПАСЕ Бруно Халлер и замгенсека СЕ Мод де Бур Букикио.

В январе Армения была включена в группу 34 стран по борьбе с коррупцией (GRECO), деятельность которой направлена на выявление упущений национального механизма в борьбе против коррупции и на необходимое правовое, институциональное и практическое реформирование, направленное на предотвращение коррупции.

Нагорно-карабахский конфликт

Формат переговоров по вопросу Нагорного Карабаха в 2004 году включил в себя две встречи президентов Армении и Азербайджана в Варшаве и Астане, а также четыре встречи глав МИД двух стран в Праге. В результате встреч сформирован круг согласованных вопросов. Это сделало возможным начало второго этапа Пражских встреч глав МИД Армении и Азербайджана.

Однако Азербайджан начал процесс, которым намеревался поставить на обсуждение 59-ой Генассамблеи ООН проект резолюции "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана". Голосование по внесению данного вопроса в повестку Генассамблеи продемонстрировало, что, в основном, международное сообщество не поддерживает эту инициативу. Власти Армении противопоставили азербайджанской стороне следующие аргументации: возможное включение в резолюцию отдельных элементов переговорного процесса - явное препятствие деятельности Минской группы ОБСЕ; перенос вопроса Нагорного Карабаха из формата МГ ОБСЕ в иную плоскость неприемлем для Армении; поскольку Азербайджан отказывается от переговоров с властями Нагорного Карабаха, Армения ведет переговоры с Азербайджаном; основываясь на том, что урегулирование конфликта протекает в рамках МГ ОБСЕ. В случае инициирования вышеуказанной резолюции и односторонних шагов, Азербайджан должен вести переговоры с властями Нагорного Карабаха.

Сопредседатели МГ ОБСЕ также высказались против азербайджанской инициативы, отметив, что шаги азербайджанской стороны могут серьезно навредить процессу урегулирования конфликта.

18 ноября в Берлине состоялась еще одна встреча глав МИД Армении и Азербайджана, после которой обсуждения с участием сопредседателей МГ ОБСЕ продолжились 5-го и 12-го декабря 2004 года в рамках 12-ой встречи Совета министров ОБСЕ (София) и очередного заседания глав МИД Совета Евро-атлантического партнерства (СЕАП) в Брюсселе.

В результате встреч, Азербайджан отказался от внесения в повестку Генассамблеи ООН резолюции "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана" и была достигнута договоренность о том, что МГ ОБСЕ в рамках своего мандата осуществит миссию по сбору фактов (планируется в конце января 2005 года).

Вышеуказанные договоренности предоставили сторонам возможность возобновить "Пражский процесс" по вопросу нагорно-карабахского конфликта.

Непосредственные соседи

2004 год отличился активностью в армяно-грузинских переговорах. Состоялись официальные взаимные визиты президентов двух стран, официальный визит премьер-министра Армении в Грузию, в рамках которого состоялось очередное заседание армяно-грузинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. С официальным визитом Армению посетила министр иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили.

Два раза Грузию посетил глава МИД Армении. В январе он принял участие в церемонии присяги президента Михаила Саакашвили, а в октябре участвовал на 11-ой встрече глав МИД ЧЭС. В конце года Армению посетила первая леди Грузии Сандра Рулофс с целью изучения перспектив сотрудничества в сфере здравоохранения.

Наряду с обсуждениями вокруг повестки экономического сотрудничества были обсуждены вопросы, касающиеся становления системы региональной безопасности, процессов региональной евроинтеграции, формирования атмосферы взаимодоверия между странами Южного Кавказа для мирного разрешения конфликтов путем экономического сотрудничества.

В 2004 году продолжились интенсивные армяно-иранские переговоры вокруг дальнейшего развития двусторонних отношений, осуществления взаимовыгодных экономических и региональных программ.

В сентябре с официальным визитом Армению посетил президент Ирана Мохаммад Хатами. Это был первый визит иранского президента. В ходе встречи президентов Армении и Ирана обсуждался широкий круг вопросов, касающийся различных сфер армяно-иранских отношений, нынешнего уровня и перспектив сотрудничества, а также состоялся обмен мнениями по региональным и международным вопросам. В рамках визита президента Ирана был подписан Договор о принципах и основах сотрудничества. Были подписаны также двусторонние соглашения о сотрудничестве в энергетической, культурной и таможенной сферах. Президент Ирана выступил на заседании Национального Собрания Армении и встретился с премьер-министром.

В апреле глава армянского МИД посетил с официальным визитом Тегеран, где встретился с главой иранского внешнеполитического ведомства Камалем Харази. Стороны обсудили широкий спектр вопросов регионального значения, ситуацию и перспективы развитий вокруг Ближнего и Среднего Востока. Был подписан Меморандум о взаимопонимании, о предоставлении Армении по линии иранской помощи безвозмездного гранта в размере одного миллиона долларов США. Состоялись также встречи Вардана Осканяна с первым вице-президентом Ирана Мохаммадом Реза Арефи, секретарем Высшего совета национальной безопасности Хасаном Роухани и министром информации Али Юнеси.

В рамках визита руководителя аппарата президента Армении, сопредседателя армяно-иранской межправительственной комиссии Арташеса Туманяна в Тегеран были обсуждены вопросы двустороннего экономического сотрудничества. В сентябре в Ереване состоялось 5-ое совместное заседание межгосударственной экономической комиссии Иран-Армения, по итогам которого был подписан Меморандум о взаимопонимании.

В 2004 году состоялись визиты в Армению иранских министров информации, энергетики, нефти, а также губернаторов Западной и Восточной Атропатены. В свою очередь Иран посетили министры энергетики, сельского хозяйства и глава Сюникской области Армении.

В 2004 году не было зафиксировано сдвигов в отношениях Армения-Турция. Турция продолжает выдвигать ряд предусловий для открытия армяно-турецкой границы и урегулирования отношений. При этом Армения выступает за установление отношений с Турцией без предусловий.

В 2004 году состоялись встречи глав МИД Армении и Турции в Стамбуле и Нью-Йорке, в ходе которых были обсуждены двусторонние вопросы, а также состоялся обмен мнениями по региональным и международным вопросам. Имели место также контакты между представителями соответствующих структур МИД двух стран. В 2004 году в двусторонних отношениях продолжали проявлять активность неправительственные структуры. В рамках Стамбульского саммита НАТО состоялась трехсторонняя встреча министров иностранных дел Армении, Азербайджана и Турции.

Отношения с Азербайджаном, помимо вопросов урегулирования нагорно-карабахского конфликта, ограничились контактами в рамках международных организаций, а также отдельными встречами представителей общественных организаций. Несмотря на чинимые азербайджанской стороной препятствия, тем не менее, состоялись взаимные визиты делегаций для участия в работах форумов международных и региональных организаций.

Воспрепятствование участию Армении на учениях "Лучшее совместное усилие 2004" в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира" в Баку стало причиной отмены учений со стороны Северо-атлантического альянса.

Российская Федерация

В 2004 году взаимоотношения с Россией продолжали быть приоритетом внешней политики Армении. Армяно-российские отношения углубились и получили развитие в военно-политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Продолжилось тесное сотрудничество двух стран в рамках СНГ и ОДКБ.

Между сторонами состоялись встречи на высшем уровне в ходе трех рабочих визитов президента Армении и официального визита премьер-министра в Россию, визитов председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергея Миронова и председателя Госдумы Бориса Грызлова в Армению, а также в ходе многосторонних мероприятий.

В июле глава МИД Армении совершил официальный визит в Москву, в ходе которого обсудил вопросы взаимодействия двух стран на международной арене, в том числе в рамках международных организаций. Был обсужден также вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

В прошлом году законодатели двух стран наладили активное сотрудничество как в рамках двухсторонних отношений, так и в ПАСЕ, ПА СНГ и других международных организациях.

Вопросы повестки двустороннего экономического сотрудничества обсуждались в конце года в Москве в рамках очередного заседания армяно-российской межправительственной комиссии. С целью углубления экономического сотрудничества между юридическими и физическими лицами Армении и России создана Ассоциация армяно-российского делового сотрудничества, в которую входят около 100 организаций двух стран.

Широкий спектр вопросов сотрудничества в военной и военно-экономической сфере был обсужден в ходе визита министра обороны России Сергея Иванова в Армению, а также в рамках первого заседания армяно-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству в сентябре.

В рамках программы сотрудничества между министерствами культуры Армении и России на 2003-2005 гг. в апреле 2004 года в Армении были проведены Дни культуры Российской Федерации, а в марте в Москве состоялась неделя армянского кино. Достигнута договоренность объявить 2005 год - годом России в Армении, а 2006 год - годом Армении в России.

В 2004 году состоялись также взаимные визиты мэров Еревана и Москвы. В настоящее время порядка 50 административных субъектов РФ активно сотрудничают с областями Армении в экономической сфере.

Соединенные Штаты Америки

В рамках приоритетов внешней политики Армении получили развитие отношения с США, особенно, в сферах политического диалога, торгово-экономического и военно-политического сотрудничества.

В ходе мартовского визита заместителя Госсекретаря США Ричарда Армитиджа в Армению и его встреч с президентом страны и главой МИД обсуждались ситуация и проблемы на Южном Кавказе, перспективы регионального развития, вопроса нынешнего этапа урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

В июне с рабочим визитом в США побывал министр иностранных дел Армении. В ходе его встречи с Госсекретарем США Колином Пауэллом были обсуждены вопросы, касающиеся перспектив развития двусторонних отношений, последних региональных развитий, армяно-турецких отношений, урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Стороны коснулись также вопросов участия Армении в программе США "Вызовы тысячелетия". Обсуждения по этим вопросам состоялись и с советником президента США по вопросам национальной безопасности Кондолизой Райс, ее заместителем С.Хейдли, а также с рядом официальных лиц министерства обороны и Госдепартамента. В Конгрессе и Сенате состоялись встречи Вардана Осканяна с американскими парламентариями.

Вопросы повестки комиссии по экономическому сотрудничеству Армения - США, также программы "Вызовы тысячелетия" были обсуждены в сентябре в ходе встречи Осканяна с заместителем госсекретаря США М. Гросманом (глава МИД Армении посетил Нью-Йорк для участия в работе 59-ой сессии Генассамблеи ООН).

В мае и ноябре состоялось заседание армяно-американской рабочей группы (межправительственной комиссии) по экономическому сотрудничеству - рассмотрены вопросы повестки двустороннего экономического сотрудничества и разработан план действий.

Политический диалог и достигнутые договоренности отразились на принятии решений о техническом и гуманитарном содействии США Армении в 2005 году, при утверждении объемов военной помощи, включении Армении в программу "Вызовы тысячелетия", принятии закона, устанавливающего нормальные постоянные торговые отношения между двумя странами. В 2004 году ощутимо вырос объем армянского импорта в США.

В прошлом году продолжилась помощь США Армении в военной сфере, в первую очередь, направленная на модернизацию системы связи ВС Армении и повышение миротворческих возможностей вооруженных сил республики.

Заложена основа для развития сотрудничества между правительством Армении и Национальной гвардией штата Канзас. Продолжается активное сотрудничество в рамках антитеррористических программ Госдепартамента США. В ноябре Армения и США подписали соглашение о повышении возможностей Армении в борьбе против терроризма. В документе зафиксированы направления и рамки сотрудничества Армении и США по борьбе с терроризмом.

Правовое поле двусторонних отношений пополнилось двумя межправительственными соглашениями - "О передаче лиц в международные уголовные суды" и "О защите и сохранении культурных ценностей".

В перспективе намечается подписание двусторонних соглашений в сфере социального страхования и избежания двойного налогообложения.

Европейские страны

В соответствие внешнеполитических приоритетов, Армения продолжает развивать взаимоотношения с европейскими странами. В этом ряду состоят как страны, составляющие костяк ЕС и предпринимающие явные усилия в развитии южно-кавказского региона, так и восточно-европейские страны, вовлеченные в ЕС в последние годы и накопившие на пути евроинтеграции полезный для Армении опыт.

В 2004 году продолжился активный диалог на уровне глав государств по дальнейшему сближению армяно-французских отношений. В апреле состоялся рабочий визит президента Армении во Францию и его встреча с Жаком Шираком. Стороны достигли договоренности о том, чтобы объявить 2006 год во Франции годом Армении. В плане развертывания политического диалога был важен сентябрьский визит делегации МИД Франции в Ереван, состоялись встречи с президентом, председателем Национального Собрания и министром иностранных дел Армении. Параллельно с традиционно тесными армяно-французскими отношениями, обозначились контуры растущей заинтересованности Франции к процессам на Южном Кавказе, в частности, по более активному участию ЕС в региональных процессах и вовлечению стран Южного Кавказа в политику соседства ЕС. В этом плане примечателен совместный региональный визит руководителей управлений по политическому планированию внешнеполитических ведомств Франции и Германии.

В течение года продолжилось укрепление межпарламентского сотрудничества. В январе с официальным визитом Париж посетила делегация, возглавляемая спикером армянского парламента Артуром Багдасаряном. Он встретился с председателем Сената Франции К. Понсле и председателем Национального Собрания Ж. Дебре. Состоялись взаимные визиты парламентских групп армяно-французской дружбы.

В рамках развития экономических связей, организация "Сор" (филиал одной из крупнейших французских групп "Буиг") выиграла конкурс на право управления системой водоснабжения Армении. Французская компания осуществит модернизацию водопроводной сети и реформирование системы водоснабжения в 38 городах и около 250 селах на сумму в $41,2 млн.

На 10-ой Ассамблее Франкофонии в Уагадугу (Буркина Фасо) Армении был присвоен статус наблюдателя в этой международной организации. В работе Ассамблеи принял участие глава армянского МИД.

В 2004 году продолжен прогресс в армяно-германском политическом диалоге и экономических отношений. Это обусловлено растущим интересом Германии и ЕС к южно-кавказским процессам, а также евроинтеграцией - как внешнеполитическим приоритетом Армении.

В ноябре состоялся рабочий визит президента Армении в Германию, где он встретился с президентом этой страны Хорстом Келером и канцлером Герхардом Шредером.

Глава Армении принял также участие в работе организованного фондом "Herbert Quandt" десятого европейского форума, посвященного отношениям ЕС со странами СНГ, и выступил с докладом - "Экономическое сотрудничество СНГ-ЕС с точки зрения Армении.

В июне Германию посетил премьер-министр Армении. В ходе визита были подняты вопросы сотрудничества в сфере энергетики, химической промышленности, сельского хозяйства, банков, осуществления Германией в Армении активной инвестиционной политики. В Берлинском центре промышленников Германии был проведен армяно-германский экономический форум.

Продолжились контакты на межпарламентском уровне. В мае Армению посетила делегация южно-кавказской парламентской группы Бундестага, состоялись встречи в НС и с главой МИД.

Свидетельством растущего интереса Германии к региону стал и визит в апреле вице-канцлера и министра иностранных дел Германии Йошки Фишера в страны Южного Кавказа, в том числе и в Армению, а также совместный визит политических директоров МИД Германии и Франции.

В рамках сотрудничества в сфере развития экономики в мае в Ереване состоялись очередные межправительственные консультации, в ходе которых был обсужден процесс осуществления программ, утвержденных во время межправительственных переговоров в 2003 году. В декабре германская компания "Cronimet" приобрела 60% акций Зангезурского медно-молибденового комбината, заложив основу осуществления самой крупной германской инвестиционной программы в Армении.

В 2004 году на земле Саксония-Анхальт были проведены "Дни армянской культуры", в открытии которых присутствовал министр культуры Армении.

Политический диалог Великобритания-Армения в 2004 году также имел подтекст евроинтеграции. В феврале с региональным визитом Армению посетила делегация, возглавляемая заместителем госсекретаря по международному развитию Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, членом парламента Гаретом Томасом.

В апреле с рабочим визитом Лондон посетил глава армянского МИД, встретился с госсекретарем - главой внешнеполитического ведомства Соединенного Королевства Джеком Строу, заместителем госсекретаря Билом Рамелом, докладчиком ПАСЕ по вопросу Нагорного Карабаха Тери Дэвисом, прочел лекцию в Королевском институте международных отношений.

В 2004 году между правительствами Армении и Соединенного Королевства (СК) были подписаны Меморандум о взаимопонимании, относительно британской технической помощи, Cоглашение о создании культурных центров и их деятельности. Между министерствами обороны Армении и СК был подписан Меморандум "О сотрудничестве в оборонной сфере".

В плане стимулирования армяно-итальянского политического диалога был важен октябрьский официальный визит главы МИД Армении в Италию, встречи с министром иностранных дел Италии Д. Фини и его заместителем, заместителем председателя Сената, председателем НС М. Пера. Вардан Осканян выступил на Круглом столе по теме "Южный Кавказ: стабильность и безопасность региона", посетил Венецию, где встретился с городскими властями, генеральным секретарем торговой палаты Венеции. В ноябре Армению посетила замглавы МИД Италии Маргарита Бонивер.

В августе Ереван посетил глава МИД Дании - П. Мёлер. Обсуждены перспективы развития двусторонних отношений, региональные вопросы, вопросы углубления сотрудничества между Арменией и европейскими структурами и интеграции страны в эти структуры.

В январе делегация, возглавляемая премьер-министром Армении, посетила Швецию для участия в международном форуме "Предотвращение геноцида: Опасности и ответственность" в Стокгольме. Состоялись встречи с премьер-министром Швеции Г. Персоном, главой МИД Л. Фрейвалдсом, первым заместителем парламента.

В сентябре глава МИД Норвегии - Ян Петерсен посетил Армению (в период председательствования Норвегии в СЕ). Обсуждены вопросы двусторонних отношений, а также взаимоотношения Армения-СЕ.

В октябре с рабочим визитом Армению посетил глава МИД Финляндии - Э. Туомия. В ходе визита было подписано соглашение о стимулировании и защите инвестиций между правительствами Армении и Финляндии. В апреле между министерствами двух стран был пописан Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в сфере культуры.

В октябре в торгово-экономической палате Австрии состоялся деловой форум, посвященный текущим вопросам армяно-австрийского торгово-экономического сотрудничества. В апреле в Ереване были проведены Дни культуры Австрии.

В рамках регионального визита в апреле в Ереван прибыла делегация, возглавляемая директором управления политического планирования МИД Швейцарии. Было подписано соглашение "О техническом, финансовом и гуманитарном сотрудничестве между правительствами Армении и Конфедерацией Швейцарии".

В 2004 году эффективными в плане достигнутых соглашений и встреч на высшем уровне были отношения с Польшей. В апреле президент Армении в Варшаве принял участие в работе Европейского экономического форума, где выступил с речью. Состоялась встреча с президентом Польши Александром Квасьневски.

В сентябре состоялся официальный визит президента Армении в Польшу, в рамках которого были подписаны двусторонние межправительственные соглашения, касающиеся сотрудничества в сферах обороны и борьбы против преступности. Между Фондом "Национальный центр" и Агентством развития предприятий Польши был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в развитии малого и среднего предпринимательства Армении. Министры торговли и экономического развития Армении и экономики и труда Польши выступили с совместным заявлением. Состоявшийся в рамках визита армяно-польский бизнес-форум был направлен на развитие торгово-экономических отношений. В марте состоялся визит в Польшу делегации, возглавляемой председателем НС Армении. Было подписано соглашение между Кавказской региональной европейской Академией и Главной экономической школой Варшавы.

В октябре 2004 года с официальным визитом Армению посетил президент Болгарии Г. Прванов. Он встретился с президентом Армении, председателем НС, премьер-министром. Было принято совместное заявление двух президентов. Состоялся армяно-болгарский бизнес-форум. В феврале в Софии состоялось третье заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Армения-Болгария.

Были подписаны Протокол, а также программы сотрудничества между министерствами образования и науки и культуры Армении и Болгарии на 2004-2006 гг. В июне с официальным визитом Болгарию посетил председатель НС Армении. В ходе встреч с высокопоставленными лицами основной акцент ставился на активизацию деловых связей, развитие сотрудничества между областями и городами двух стран.

В ноябре с официальным визитом Армению посетил президент Эстонии Арнольд Рюйтель. Состоялся армяно-эстонский бизнес-форум, с участием президентов двух стран. Подписано соглашение о сотрудничестве между министерствами культуры. В прошлом году Армению посетила также парламентская делегация Эстонии.

В числе событий, касающихся взаимоотношений Армении с другими государствами ЕС, отметим визиты замминистра ИД Латвии, председателя Сейма по европейским делам, госсекретаря министерства обороны, официальный визит министра обороны Армении в Литву, в ходе которого было подписано соглашение об обучении армянских студентов в военной академии Литвы, визит делегации МИД Венгрии в Армению.

В мае министр иностранных дел Армении посетил с рабочим визитом Кипр, где встретился с президентом Кипра Пападопулосом, председателем Палаты представителей Христофиасом, главой МИД Якову, министром внутренних дел Христоу, мэром Никосии Дзампеласом. Состоялся также официальный визит председателя Палаты Представителей Кипра Христофиаса в Армению.

Страны-участники СНГ

Экономическая составляющая превалировала во взаимоотношениях Армении в рамках структуры Содружества Независимых Государств (СНГ). За прошедший год в органах СНГ, наряду с совместными усилиями в разработке межгосударственных программ и практических мероприятий по борьбе с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью, а также сотрудничества в военно-политической сфере и защите внешних границ, развернулись обсуждения вокруг вопросов межгосударственного экономического сотрудничества. Усилия стран-участниц были направлены на создание зоны свободной торговли, реформирование структур и экономических составляющих СНГ.

В прошлом году был замечена тенденция к расширению торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества с Украиной.

В мае состоялся официальный визит премьер-министра Армении на Украину, в рамках которого прошло третье заседание армяно-украинской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, были намечены перспективы дальнейшего сотрудничества. В августе в ходе официального визита председателя Центрального Банка Армении в Киев было подписано соглашение "О деятельности кредитных организаций". Областные администрации Одессы, Николаева, Волыни, а также города Каменец-Подольский проявили активность по налаживанию сотрудничества с отдельными марзами (областями) Армении.

В 2004 году продолжилось сотрудничество с Белоруссией в экономической, военной и военно-технической, правоохранительной сферах, а также в сферах безопасности, образования, науки и культуры. Сохранены зафиксированные в последние годы темпы роста торгово-экономического сотрудничества. В октябре состоялось очередное заседание армяно-белорусской межправительственной комиссии. Две страны сотрудничали также в рамках международных организациях: ООН, ОБСЕ, Совет Европы, а также СНГ и ОДКБ.

Азия, Океания, Африка

В прошлом году позитивное решение получил вопрос присоединения Армении к Азиатскому банку развития.

Китай

Приоритетом азиатской политики Армении в плане содержания и объема являются армяно-китайские отношения. В прошлом году президент Армении совершил государственный визит в КНР. Был подписан совместный Меморандум, в котором подытожены достижения двухсторонних отношений, а также подходы сторон к будущему сотрудничеству вокруг проблем, представляющих обоюдный интерес и имеющих международное звучание.

По итогам обсуждений в рамках апрельского визита в Армению заместителя главы МИД Китая Ли Гуя, встречи глав МИД Армении и Китая в сентябре в Нью-Йорке и октябрьского визита в Армению главы МИД КНР Л. Джаосина сформирована повестка политического диалога между двумя странами.

По результатам визита президента Армении в Китай были сформулированы приоритеты в развитии двустороннего экономического сотрудничества. Китайская сторона выделила сферу энергетики, подчеркнув готовность к широкомасштабным инвестициям в соответствующую отрасль Армении. В свою очередь армянская сторона выделила важность сотрудничества в химической промышленности и сельском хозяйстве. В рамках визита были подписаны также соглашения о технико-экономическом сотрудничестве и сейсмической защите. Согласно первому совместному документу, китайская сторона в течении 2005 года выделит Армении грант на сумму в 10 миллионов юаней. Армянской стороне была представлена также техническая помощь для министерства обороны страны в размере 3 миллионов юаней.

Работа по созданию совместного предприятия по производству синтетического каучука в китайской провинции Шанси в 2004 году оставалась основной программой экономического сотрудничества. В этом направлении зафиксирован прорыв в регистрации и получении лицензии совместного предприятия "Шанси-Наирит" в Китае.

В прошлом году состоялись также визиты руководителей различных ведомств Армении в Китай (главы ЦБ, министра труда и социальных вопросов, замминистра транспорта).

Индия

В 2004 году определенный прогресс зафиксирован в углублении двусторонних отношениях с Индией. В мае Армению посетила делегация МИД Индии, которая провела встречи во внешнеполитическом ведомстве, министерствах сельского хозяйства, обороны, культуры и по вопросам молодежи, науки и образования, финансов и экономики.

К приоритетам армяно-индийского сотрудничества индийская сторона относит инвестирование в инфраструктуры Армении - в сферу связи, строительства дорог, а армянская сторона - сферы военно-технического сотрудничества и высоких технологий. Активизации взаимодействия в отрасли высоких технологий послужил апрельский рабочий визит в Армению замминистра по линии информационных технологий Индии, основной целью которого была передача опыта Индии в данной отрасли, а также обсуждения вокруг идеи создания в Армении регионального центра информационных технологий.

В прошлом году решением правительства Армении был утвержден индивидуальный состав армянской части армяно-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области информационных технологий. В рамках программы ITEC 20 армянских специалистов прошли курсы повышения квалификации в Индии.

Япония

В 2004 году продолжилось осуществление грантовых программ на сумму $2,5 млн., предоставляемых Армении в рамках программы международной помощи правительства Японии (ODA). Были продолжены работы по осуществлению кредитной программы "Электропередача и распределительные сети", к другой программе льготного кредита (в японских иенах) относится программа реконструкции ЗАО "Ереванская теплоэлектростанция". В июле Армению посетила делегация правительства Японии для обсуждения деталей кредитной программы по реконструкции Ереванской ТЭС. Результаты визита будет подведены в Токио, после чего японское правительство примет решение по осуществлению данной программы.

Год был примечателен также с точки зрения сближения армяно-японских политических отношений и сотрудничества в международных организациях, чему способствовал визит делегации МИД Армении во главе с заместителем министра в Японию.

Республика Корея

В прошлом году зафиксирована активность в отношениях с Республикой Корея. Сотрудничество с этой страной наладилось в рамках международных организаций, а также в форме попыток углубить экономические связи. В октябре в Армении с рабочим визитом побывала делегация МИД Кореи. В ноябре в Ереване было открыто почетное консульство Кореи, был проведен армяно-корейский бизнес-форум с участием примерно 30 корейских предпринимателей.

В 2004 году Армению посетили парламентская и сельскохозяйственная делегации Королевства Таиланд, а также новоназначенный посол Филиппин.

В 2004 году дипломатические связи налажены с Сьерра-Леоне, Руандой и Сенегалом, в Ереван прибыли новоназначенные послы Ганы, Анголы, ЮАР с целью передачи своих верительных грамот.

Канада и Южная Америка

Развитие армяно-канадских отношений в 2004 году продолжилось в рамках взаимодействия с международными организациями.

Продолжается сотрудничество в области информационных технологий, текстильной промышленности, обработки алмазов, здравоохранения и сельского хозяйства.

В Канаде основано представительство информационных технологий Армении, которое финансируется совместно Всемирным банком и ереванским Enterprise Incubator Foundation. В случае успеха программы Всемирный банк изъявил готовность осуществить его также в Европе и США.

Предпринимаются шаги по обеспечению действующих в Армении компаний по обработке драгоценных камней канадским сырьем. В июне правительства Армении и Канады подписали конвенцию по недопущению двойного налогообложения доходов и имущества и уклонения от налогов.

В прошлом году во взаимодействии с латиноамериканскими странами (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили и т.д.) значительное место было отведено развитию сотрудничества в рамках международных организаций.

Арабские страны и Израиль

Напряженность, возникшая в регионе вследствие иракской войны, не способствовала активизации отношений между Арменией и арабскими странами. Тем не менее, отношения Армении с арабским миром и Израилем носили динамичный характер, продолжилось взаимодействие в рамках международных организаций. Исключением стала лишь Саудовская Аравия, которая до сих пор воздерживается от налаживания дипломатических отношений с Арменией. В 2004 году достигнута договоренность о предоставлении Армении статуса наблюдателя в Лиге арабских государств.

Наиболее активными были отношения с Египтом, что обусловлено интересами этой страны в регионе Южного Кавказа. В 2004 году в Ереване состоялся очередной раунд политических консультаций между МИД двух стран. В Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Египта.

В прошлом году равномерно развивались армяно-ливанские отношения. В мае Бейрут посетил глава МИД Армении. Премьер-министр Ливана Рафик Харири посетил Армению. В ходе его визита состоялось заседание армяно-ливанской межправительственной комиссии. Была достигнута договоренность относительно создания свободного экономического режима между Арменией и Ливаном.

Сотрудничество развернулось между Арменией и Сирией, в частности, в области сельского хозяйства, культуры, науки и образования. В 2004 году состоялось очередное заседание армяно-сирийской межправительственной комиссии, в ходе которого были подписаны ряд соглашений.

В 2004 году был заметен интерес к Армении со стороны Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Наметился прогресс во взаимоотношениях в политической и торгово-экономической сферах. В декабре в Эмирате Шаржа был организована неделя культуры Армении.

Определенное развитие зафиксировано в отношениях Армении с другими странами Персидского залива. В октябре состоялся визит начальника Управления миграции и по вопросам беженцев при правительстве Армении в Катар. Готовится к подписанию договор о сотрудничестве между Арменией и Катаром в сфере труда. Ведутся работы по формированию договорно-правового поля между Арменией и арабскими странами Залива.

В контексте региональных процессов и наличия армянской общины немалую озабоченность вызывают происходящие в Ираке события. Армения приняла решение внести вклад в поствоенное восстановление Ирака, направив туда гуманитарную миссию. В Ирак будет командирован взвод саперов, медработников и водителей.

Позитивные результаты зафиксированы в сотрудничестве в рамках международных организаций со странами Северной Африки (Алжир, Марокко, Ливия, Судан).

Армяно-израильские контакты активизировались в сфере сотрудничества в ООН. Определенная активность сотрудничества замечена в консульской и межправительственной сферах.

Организация Объединенных Наций

В прошлом году одним из приоритетов ООН был вопрос реформирования организации. В этом контексте, вышедший в свет доклад Высокой группы по вопросам опасностей, вызовов и изменений включил более 100 предложений, которые наряду с другими задачами касаются повышения эффективности борьбы с терроризмом и транснациональной организованной преступностью, преодолению бедности, прав человека и урегулированию межгосударственных конфликтов. Доводы Армении по нашедшим в докладе место предложениям будут сформулированы и представлены в сентябре 2005 года в рамках 60-й сессии ООН.

Наша страна, как и в ходе прошлых сессий, стала соавтором многочисленных резолюций. Включение в октябре в повестку 59-ой Генеральной Ассамблеи пункта о "Положении на оккупированных территориях Азербайджана" и его обсуждение в ноябре - стали для Армении важнейшими процессами. В результате предпринятых мер, резолюция по указанному вопросу не была поставлена на голосование.

Армения активно сотрудничала с соответствующими комитетами, созданными резолюциями СБ ООН. Антитеррористическому комитету СБ представлен очередной периодический доклад. Представлен также объемный доклад комитету резолюции 1540 по нераспространению оружия массового поражения.

В 2004 году активизировались отношения Армении с Международной организацией труда (МОТ).

Армения продолжает расширять свое присутствие в международных структурах, и сегодня представлена в семи органах и агентствах ООН: Экономический и социальный совет ООН (2004-2006 г.г.), Комиссия по правам человека (2004-2006), Комиссия по статусу женщин (2004-2007), Комиссия населения и развития (2004-2007), Комитет программирования и систематизации (2003-2005), Административный совет Всемирного почтового союза (2003-2006).

Активная деятельность развернута в рамках ЮНЕСКО по сохранению, восстановлению и распространению культурного наследия армянского народа.

В апреле Армения приняла участие в 60-ой ежегодной сессии Азиатско-Тихоокеанской экономической и социальной комиссии ООН (ESCAP) в Шанхае, и вместе с 22 странами подписала межправительственное соглашение об Азиатской трассовой сети, что в условиях общей политики, экспертной помощи и технического содействия создает возможности развивать транспортные пути страны.

Открытию в Армении офиса Организации продовольствия и сельского хозяйства ООН в ноябре 2003 года и назначению постоянного представителя этой структуры (единственный представитель в СНГ) последовала реализация этой организацией программы содействия республике на сумму $1,6 млн.

Организация безопасности и сотрудничества Европы (ОБСЕ)

В 2004 году развивались и укрепились наши отношения с ОБСЕ, которая продолжает предпринимать значительные усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и установлению стабильности на Кавказе.

Армении удалось обеспечить более активное участие в связанных с ОБСЕ процессах по реформированию сфер безопасности и стабильности, свободы прессы, военно-политической, экономической, охраны природы, законотворческой, быть последовательной в осуществлении решений, принятых в ходе 11 - ого заседания Совета министров в Маастрихте. В июле мы приняли участие в работе 12-ого Экономического форума в Праге, 13-ой сессии Парламентской Ассамблеи в Эдинбурге, а в декабре в Софии в работе 12-ого заседания Совета Министров ОБСЕ.

Вопросы мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и установления стабильности в кавказском регионе обсуждались в ходе мартовского визита в Ереван действующего председателя ОБСЕ, министра ИД Болгарии Соломона Пасси. Он встретился с президентом, премьер-министром, министром ИД Армении, с президентом Нагорного Карабаха, а также с представителями общественных организаций. Вопросы сотрудничества ОБСЕ-Армения обсуждались в ходе визитов в Армению главы делегации Словении в ОБСЕ посла Ленарича и посла США в ОБСЕ Миникеса.

Международные структуры безопасности

В прошлом году Армения продолжила активное участие в деятельности Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ). Генсек ОДКБ в апреле побывал в Армении и в ходе встреч с президентом, министрами ИД и обороны, главами полиции, Службы национальной безопасности и Управления чрезвычайных ситуаций представил работу секретариата Организации. Были обсуждены вопросы военно-экономической сферы. Было отмечено, что процесс формирования ОДКБ в основном завершен, создан Объединенный штаб, принят механизм согласования внешней политики стран-членов Организации.

В июне в Астане состоялось совместное заседание СМИД, СМО, КССБ государств-участников ОДКБ, чему последовало очередная сессия СКБ. Были подписаны ряд документов, регламентирующих деятельность ОДКБ в политической, военной и финансово-технической сферах. В ноябре в Москве в ходе очередного заседания СМИД ОДКБ были обсуждены направления внешней политики Организации, также вопросы финансово-технической сферы, в том числе проект бюджета ОДКБ на 2005 г. В ходе заседания КССБ ОДКБ, которое состоялось в ноябре в Ереване, обсуждались вопросы обеспечения безопасности в приграничных с ОДКБ регионах, пути развития сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

В 2004 году продолжился подъем в развитии отношений Армении с НАТО. В результате предпринятых шагов по расширению сотрудничества в рамках программы "Партнерство во имя мира" сегодня Армения вовлечена в основные приоритеты и цели Партнерства: политический диалог, создание совместимых сил и реформирование оборонной системы, участие в осуществляемых НАТО действиях. В феврале в Косово направился взвод из 34 миротворцев для участия в осуществляемой НАТО миссии KFOR. Это первый шаг Армении на пути участия в миротворческой деятельности.

В рамках участия в процессе планирования и пересмотра в апреле в штаб-квартире НАТО состоялось заседание ведущей военно-политической комиссии в формате 26+1 при участии делегаций Армении и 26 стран-участников НАТО. В контексте развития взаимоотношений важными событиями стали назначение главы миссии и военного представителя Армении в НАТО (из стран СНГ кроме Армении только Россия, Грузия и Азербайджан имеют отдельных послов в НАТО).

В июне возглавляемая министром ИД Армении делегация приняла участие в заседании Совета Евро-атлантического партнерства Стамбульского саммита НАТО. Из принятых в рамках саммита решений следует выделить назначение спецпредставителя Генсека НАТО на Южном Кавказе и Центральной Азии.

В Стамбуле Армения официально заявила о намерении осуществлять с НАТО Программу действий индивидуального партнерства IPAP. Северо-атлантический Совет официально утвердил эту заявку. В настоящее время ведутся работы по разработке презентационного документа. Это первый шаг на пути осуществления IPAP.

В прошлом году Армению посетил Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер. Состоялся также визит делегации Парламентской Ассамблеи НАТО в Армению. В Ереване состоялся организованный СЕАП и МИД Армении семинар "Формирование благоприятной атмосферы для безопасности путем осведомления общества".

Из-за чинимых Азербайджаном препятствий на пути участия армянской делегации в учениях НАТО "Лучшее совместное усилие - 2004" в рамках программы "Партнерство во имя мира" руководство Альянса приняло решение прекратить их проведение в Баку, что стало проявлением верности принципам программы.

Вопросы глобальной безопасности и неконвенциональные задачи Принятие в 2003 году закона Республики Армения "Об экспорте товаров двойного назначения и технологий, а также о контроле их транзитной переправки через территорию Армении" стало серьезным прогрессом в деле становления в Армении системы контроля экспорта (Export control) и создало достаточную основу для развития программ сотрудничества с международным сообществом. В настоящее время ведутся работы по подготовке национальных списков контролируемых товаров и технологий, которые будут основываться на используемые в ЕС списки.

В 2004 году Армения ратифицировала "Дополнительный Протокол соглашения между Республикой Армения и Международным Агентством Атомной Энергии "О применении гарантий, связанных с соглашением о нераспространении ядерного оружия". С Агентством подписана Программа Технического Сотрудничества на 2004-2006 гг.

В прошлом году Армения присоединилась к Гаагскому кодексу о нераспространении баллистических ракет, став его 117-ым членом.

Армения приняла активное участие в предложенной ЕС инициативе сотрудничества по нераспространению и разоружению (Non-Proliferation and Disarmament Cooperation Initiative (NDCI).

Армения в 2004 году официально утвердила обязательства страны "Положениям декларации о глобальном сотрудничестве, направленном на нераспространение оружия массового уничтожения и сопутствующих их веществ", подписанном со стороны G8 в 2002 году в Кананаскисе, а также обратилась для получения статуса участника.

В 2004 году в ходе рабочих встреч G8 в Вашингтоне Армения представила проекты программ по сотрудничеству, которые должны быть обсуждены с членами G8. Осуществление программ позволит Армении ощутимо укрепить свои возможности в деле борьбы против оружия массового уничтожения.

В 2004 году в Вене Армения приняла участие в предложенной США очередной встрече Инициативы по снижению уровня глобальной опасности и поддержала принятую по итогам встречи конечную декларацию.

Армения продолжит оставаться активно вовлеченной во всех значимых процессах и инициативах, связанных с разоружением и нераспространением оружия массового уничтожения.

Международное признание Геноцида армян

Вопрос международного признания Геноцида армян продолжает оставаться во внешнеполитической повестке Республики Армения. События 2004 года свидетельствуют, что признание Геноцида армян приобретает общечеловеческое значение. Поднимая вопрос Геноцида, власти Армении рассматривают это не как преступление, содеянное против отдельно взятого народа, а против всего человечества.

В этом плане особенно важно принятое Европарламентом 15-го декабря 2004 года решение, которым призывает Европейскую комиссию и Совет Европы потребовать от турецких властей признания исторических реалий Геноцида армян и немедленного открытия границы с Арменией.

Процесс, направленный на международное признание Геноцида армян, продолжился в 2004 году: решения о Геноциде армян были приняты 18-го марта в Аргентине и 26-го марта - в Уругвае. 21-го апреля Палата Общин Канады приняла резолюцию по Геноциду армян, 30-го ноября Геноцид армян признал Национальный Совет Словакии 22-го декабря Нижняя Палата Парламента Нидерландов единогласно приняла заявление, в котором правительству страны предлагалось настаивать на признании Геноцида армян в ходе переговоров с Турцией. В 2004 году Геноцид армян признали еще пять штатов США: Монтана, Айдахо, Теннеси, Луизиана, Небраска.

Армения-Диаспора

В 2004 году были проведены все запланированные панармянские мероприятия, направленные на развитие взаимоотношений и взаимодействия Армения-Диаспора.

В течение года МИД Армении развернул активный диалог и сотрудничество с армянскими организациями. Прошла встреча рабочих групп с участием представителей политических организаций Диаспоры и частных лиц, в ходе которой обсуждались вопросы более эффективного и целевого взаимодействия.

Состоялся второй молодежный панармянский форум, были проведены зимние и летние молодежные сборы "Базе" ("Сокол").

В числе проведенных в 2004 году мероприятий: Ассамблея парламентариев, Второй всеармянскй форум писателей, Первый всеармянский форум в сфере образования, а также курсы переподготовки учителей из Диаспоры, Первый всеармянский форум в сфере информационных технологий и Первый международный форум "Армагрофорум".

Самым масштабным и представительным мероприятием прошлого года стало проведение всеармянского марафона "Одна нация, одна культура", на котором приняли участие ансамбли и деятели культуры из 30 стран мира.