63-летняя пенсионерка из Тверской области в Верховном суде доказала несоответствие норм закона Тверской области о митингах федеральному законодательству. В суд женщина обратилась после того, как была задержана полицейскими при проведении одиночного пикета.

Как написал «Коммерсантъ», пенсионерка Федеральной пограничной службы РФ Татьяна Джинчвеладзе летом 2018 года вышла с одиночным пикетом к правительству Тверской области с требованием отставки чиновников из-за отказа отремонтировать дорогу к спортшколе олимпийского резерва по гребле. При проведении пикета пожилую женщину задержали полицейские, которые сообщили ей, что законом Тверской области «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области» рядом со зданиями органов власти запрещено проведение публичных мероприятий, к которым относится и одиночный пикет. При этом женщина провела в полиции более двух суток, заплатила штраф.

После этого женщина при поддержке юристов обратилась в суд — сначала областной — с жалобой на несоответствие регионального законодательства федеральному: в региональном законе используется фраза «публичные мероприятия», под который подпадают и одиночные пикеты, тогда как федеральным законодательством регионам разрешено вводить ограничения только для массовых мероприятий — шествий, митингов, демонстрацией и так далее.

Областной суд в иске отказал, и тогда Татьяна Джинчвеладзе направила жалобу в Верховный суд РФ. Несмотря на то, что представители областного правительства настаивали, что региональный закон пикеты не запрещает, а прокурор области также возражал против удовлетворения жалобы, судья усмотрел в региональном законе противоречие с федеральным законодательством и удовлетворил иск Джинчвеладзе.

«Признать с момента вступления решения суда в законную силу недействующей часть 3 статьи 5.1 Закона Тверской области от 10 октября 2006 года № 98−30 «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области» в той мере, в которой она допускает запрет проведения публичного мероприятия в форме пикетирования в местах, указанных в пунктах 1 — 5 части 3 названной статьи», — говорится в определении Верховного суда.

На данный момент, пишет «Коммерсантъ», Татьяна Джинчвеладзе получила в областном суде решение о том, что ч. 3 ст. 5.1 закона признана недействующей в той мере, в которой она допускает запрет на одиночное пикетирование. Решение суда вступило в силу.