В Омске продолжаются поиски источника неприятного запаха, от которого горожане страдают с марта. И пока омичи в соцсетях жалуются на зловоние, власти региона пытаются убедить их, что виновные в загрязнении воздуха обязательно будут найдены и наказаны. Сегодня, 14 апреля, стало известно, что о критической ситуации в Омске поставили в известность генерального прокурора РФ Юрия Чайку и руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Артема Сидорова.

С официальными запросами к Чайке и Сидорову 13 апреля обратился депутат Госдумы Андрей Голушко. Он попросил «найти виновных и оказать содействие в решении тревожной экологической ситуации в городе Омске», сообщили ИА REGNUM в пресс-службе парламентария.

В письме к генпрокурору Голушко подчеркнул, что источник выбросов до сих пор не найден: «Отсутствие внятной и достоверной информации от контролирующих и надзорных органов вызывает справедливое возмущение у граждан. В связи с изложенным прошу вас дать поручение о проведении проверки в отношении добросовестной и эффективной работы надзорных ведомств по выявлению источников загрязнения и предотвращению выбросов отравляющего вещества в атмосферу. В случае выявления нарушений принять меры прокурорского реагирования».

Обращаясь к руководителю Росприроднадзора, Голушко попросил объяснить, по какой причине ведомство не приняло профилактические меры по контролю выбросов в промышленных районах Омска. Также депутат поинтересовался, в какие сроки будут установлены стационарные автоматизированные посты наблюдения и газоанализаторы для оперативного выявления загрязняющих веществ.

«В настоящее время в Омске сложилась крайне тревожная экологическая ситуация. По данным надзорных органов, в атмосфере в десятки раз превышена концентрация этилмеркаптана. Вот уже более месяца источник выбросов не найден. Я как омич считаю эту ситуацию беспрецедентной. Надеюсь, что прокуратура РФ и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования дадут нам более четкие разъяснения, о которых я, конечно же, проинформирую всех омичей» — подытожил парламентарий.

По мнению общественного деятеля Татьяны Шнейдер, то, что происходит сейчас в Омске, можно назвать глобальной экологической катастрофой. «2017 год официально объявлен Годом экологии в России. По злой иронии судьбы, именно в 2017 году уже на протяжении двух месяцев происходит самая настоящая химическая травля жителей города. Проблемы экологии касаются абсолютно всех граждан. То, что происходит в Омске, — это глобальная экологическая катастрофа, на которую местные власти, видимо, решили закрыть глаза. Мы читаем новостные отписки чиновников о том, что «выбросы безопасны», — рассказала Татьяна Шнейдер в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.

13 апреля общественный деятель отправила в министерство природных ресурсов и экологии РФ обращение с просьбой отстранить от занимаемой должности исполняющего обязанности руководителя управления Федеральной службы в сфере природопользования по Омской области Сергея Еремина. «Виновник выбросов до сих пор не найден и не наказан. Таким образом, в городе сложилась тяжелая экологическая обстановка, которая может повлечь за собой непоправимый вред здоровью человека. Выбросы продолжаются, людям тяжело дышать, обостряются хронические заболевания, появляется аллергия. Исполняющий обязанности руководителя управления Федеральной службы в сфере природопользования по Омской области Еремин Сергей Борисович не исполнил возложенных на него должностных обязанностей и не смог в полной мере предотвратить дальнейшее загрязнение окружающей среды», — говорится в письме общественницы.

В интервью ИА REGNUM Шнейдер отметила, что «безусловно, господин Еремин не единственный бездействующий чиновник, их целая команда»: «Но так как Сергей Борисович является исполняющим обязанности руководителя управления Федеральной службы в сфере природопользования по Омской области, он должен в полной мере исполнять возложенные на него обязанности по предотвращению экологической катастрофы. Именно Росприроднадзор утверждает проекты предельно допустимых выбросов. Этот нормативный документ является основанием для контроля за всеми производственными объектами. На основании этого документа омские предприятия ежегодно получают временное разрешение на выбросы».

«Я надеюсь, что на федеральном уровне удастся решить эту сложную и опасную проблему. К сожалению, местным властям она оказалась не под силу», — подытожила Татьяна Шнейдер.

Действительно, местные власти 13 апреля буквально расписались в своем бессилии, обратившись за помощью к министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому.

Читайте также: Зловоние в Омске: Назаров просит помощи у Донского

По информации областного правительства, предприятия — потенциальные загрязнители атмосферного воздуха — относятся, скорее всего, к организациям федерального уровня надзора, подконтрольным управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области. В связи с этим губернатор региона Виктор Назаров попросил «рассмотреть возможность направления в регион высококвалифицированных специалистов с необходимым оборудованием для установления виновных в загрязнении атмосферного воздуха».

Как уже сообщало ранее ИА REGNUM, омичи с 9 марта начали массово жаловаться на неприятный запах, распространяющийся в городе-миллионнике. По факту загрязнения атмосферного воздуха Омска опасными веществами расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ («Загрязнение атмосферы»). Предварительно было установлено, что зловоние образовалось из-за загрязнения воздуха этилмеркаптаном (жидкость с резким запахом, которая используется в качестве одоранта для природного и баллонного газа — прим. ред.), концентрация которого была превышена в 400 раз.

В конце марта областные власти предприняли попытку расставить все точки над i, заявив со ссылкой на областное управление Росприроднадзора, что источником загрязнения атмосферы является производство Нижегородским институтом прикладных технологий (НИПТ), выполняющим функции подрядчика, ремонтных работ на буферных прудах Омского нефтеперерабатывающего завода (ОНПЗ). Однако в НИПТ в тот же день заявили, что готовы создать независимую экспертную комиссию и обратиться в суд в связи с обвинениями Росприроднадзора.