Северные территории Якутии можно возродить, присвоив им статус Арктической зоны. Количество районов республики, которые считаются Арктикой, Госсобрание региона пытается увеличить с 5 до 13, рассказала корреспонденту ИА REGNUM вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев. Он уверен, что к Якутии в этом вопросе подошли необъективно, назвав Арктикой только 5 её муниципалитетов.

Признание ещё 8 муниципалитетов Якутии Арктикой даст их жителям, предпринимателям и компаниям льготы и тем самым возродит территории, уверен парламентарий. Если говорить о людях, то они получат повышающие коэффициенты к зарплатам и особый порядок начисления трудового стажа (год за 1,5). Виктор Губарев обосновывает необходимость расширить список арктических районов республики и тем, что на этих территориях существует дискомфортность проживания, соответствующие медико-биологические и социальные факторы.

«С присвоением статуса арктической территория начнёт возрождаться. Должен начаться приток людей, появится производство, хозяйственная деятельность», — считает депутат, вспоминая, что когда Нижнеколымский район считался Арктикой, там было крупнейшее авиапредприятие, горнообогатительные комбинаты, действовал Северный морской путь. С возвращением этим 8 районам статуса арктических будет госсподдержка традиционного хозяйствования, в том числе оленеводства и рыболовства, субсидирование за счёт госсредств завоза продуктов, которые сейчас из-за трудностей доставки стоят очень дорого.

«На Север поедут. Север — это будущее. Арктика — последняя кладовая мира. Этот край должен новую жизнь получить, а за счёт самоокупаемости здесь не выживешь», — считает Виктор Губарев. Пока инициатива по увеличению числа арктических районов в Якутии включена в указ о сухопутных территориях Арктической зоны, и сейчас идёт работа над тем, чтобы эти изменения прописали и в новой редакции закона об Арктических зонах.

Как сообщало ИА REGNUM, между тем есть мнение, что программа развития Арктической зоны на деле не работает. «Вокруг постоянно говорят о сложностях адаптации к условиям Крайнего Севера, то есть всех интересуют только те, кто прибывает в Арктику. А как же те, кто там живет?» — отмечала доктор социологических наук, профессор Арктического государственного института искусств и культуры. У неё сложилось ощущение, что если и возникает интерес к арктическим районам извне, то только из желания заполучить полезные ископаемые оттуда с наименьшими затратами.