Что мешает Дагестану, Ингушетии и Чечне покинуть список высокодотационных?
Грозный, 17 октября, 2016, 12:18 — ИА Регнум. Три северокавказские республики продолжают оставаться в числе высокодотационных субъектов Российской Федерации. Уже три года подряд Чечня, Дагестан и Ингушетия наряду с еще пятью регионами России (Республикой Алтай, Тувой, Камчатским краем, Крымом и Севастополем) входят в список субъектов, в доходах которых дотации из федерального бюджета превышают 40%.
Во всех этих субъектах до сих пор имеются серьезные проблемы с формированием и исполнением бюджетов, а также отсутствуют конкретные цели социально-экономического развития и действенное механизмы их поддержки. Такие выводы сделали аудиторы Счетной палаты РФ на прошедшей коллегии под председательством Татьяны Голиковой, сообщили ИА REGNUM 17 октября в пресс-службе ведомства.
На коллегии были проанализированы вопросы соблюдения высокотационными субъектами РФ условий соглашений, заключенных с Минфином России, меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов.
Выводы были сделаны неутешительные. Темпы роста поступлений собственных доходов относительно показателей двух предыдущих лет снижены, госдолг растет. Сохраняются отставание в экономическом развитии по сравнению с другими российскими регионами и высокая зависимость от финансовой помощи из федерального бюджета.
Причин у такого положения дел несколько. Во-первых, при составлении прогнозов по доходам в регионах устанавливаются завышенные бюджетные назначения, которые не учитывают фактически сложившуюся налоговую базу предыдущего периода и социально-экономические изменения в регионе. В результате, исполнение прогнозов по доходам становится нереальным.
Читайте по теме: Северному Кавказу в 2016 году выделят дотации на сумму 112 млрд рублей
Госдолг трех регионов СКФО превысил собственные доходы
Так, например, показатели прогноза по доходам, администрируемым налоговыми органами на 2015 год в Дагестане, были установлены с темпом роста к фактическим поступлениям 2014 года в размере 113,2%, а в Чечне — 110,1%. По факту план по доходам оказался неисполненным в Дагестане на 17,8%, в Чечне на 12%.
Во-вторых, не осуществляются на должном уровне меры, необходимые для расширения налоговой базы. В-третьих, не осуществляется надлежащий контроль за созданными органами власти предприятиями. Это приводит к накоплению у тех значительных сумм задолженности. А взыскание их оказывается невозможным из-за вывода активов подведомственных предприятий с участием самих органов исполнительной власти.
В-четвертых, недостаточно эффективно осуществляется работа по взысканию задолженности, выявляемой налоговыми органами по результатам выездных проверок. Большие суммы доначислений не поступают в бюджетную систему РФ, а списываются как невозможные к взысканию по результатам проведенной процедуры банкротства. Так, в Дагестане списали почти два миллиарда рублей только по одному банкроту — ООО «Ликеро-водочный завод «Кизляр».
В результате, в 2015 году всеми высокодотационными регионами продолжали нарушаться условия соглашений с Минфином РФ. Причины этому, как считают в Счетной палате, кроются не только в низкой исполнительской дисциплине, но и в необъективности условий соглашений и установленных в них показателей. Кроме того, имеет место неэффективность мер, применяемых Минфином при невыполнении условий соглашений.
Так, в Ингушетии в 2015 году был утвержден бюджет с дефицитом, превышающим предельный размер. За данное нарушение региону были снижены дотации на значительную сумму.
Следует напомнить, что в число высокодотационных ранее входила еще одна северокавказская республика — Карачаево-Черкесия. Однако по итогам 2015 года она сумела покинуть список субъектов, дотации которым из федерального бюджета превышают 40%.
Как сообщало ИА REGNUM, на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год субъектам Северного Кавказа было выделено 112 млрд рублей. Больше всего получил Дагестан — 46,7 млрд рублей. Это самая большая сумма в России. Чечня получила около 22,2 млрд рублей, Ингушетия — почти 9,3 млрд рублей.