«Материалы, полученные в результате одной из крупнейших утечек информации в истории современной журналистики, раскрывают секретные офшорные компании, которые мировые диктаторы, бизнес-магнаты и преступники используют для сокрытия состояний, уклонения от налогов и мошеннических операций», сообщается в русскоязычной версии сайта Organized Crimeand Corruption Reporting Project (OCCRP) — Центра по исследованию коррупции и организованной преступности.

Материалы юридической фирмы Mossack Fonseca в Панаме, оказывающей услуги по регистрации и ведению офшорных компаний, были получены немецкой газетой «Süddeutsche Zeitung» и предоставлены Международному консорциуму журналистов-расследователей (ICIJ) и Центру по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP).

Публикация серии статей, основанных на полученных данных, началась 3 апреля. Серия получила название «Панамские документы», в ней говорится о клиентах Mossack Fonseca, среди которых числятся главы государств, крупные политики, спортсмены и бизнесмены.

Корреспондент ИА REGNUM попросил прокомментировать ситуацию Наталью Малярчук, председателя попечительского совета ОФ «Трансперенси Казахстан» — некоммерческой организации, работающей в области противодействия коррупции.

ИА REGNUM : Наталья, будут ли в Казахстане последствия от публикации панамских документов и предпримет ли фонд для этого какие-либо шаги?

В Казахстане предпочли не комментировать этот новостной повод полностью, а ограничиться публикацией данных о гражданах других стран. Поэтому однозначного ответа относительно последствий в Казахстане нет. Пока стало известно, что ряд стран, чьи граждане упомянуты в так называемом «Панамском архиве», готовы инициировать расследования и проверить опубликованные факты. Масштаб вовлеченности политических лиц разных государств в различные схемы «управления» своими активами, конечно, ужасает.

Что же касается упоминания казахстанских граждан в опубликованных документах то, прежде всего, давайте исходить из презумпции невиновности и ожидать официальных разъяснений. Разумнейставить вопрос (учитывая публичность и аффилированностьимен, указанных в расследовании) не о незаконности озвученных сумм, имущества, ведении бизнеса через оффшоры (оффшорные зоны, все-таки, это нормальный финансовый инструмент), а о способе и законности получения этих средств.

Пока мы изучаем полученные документы. Напомню, общий объем всех переданных Международному консорциуму журналистов-расследователей (ICIJ) и Центру по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) документов — два с половиной терабайта. Если говорить о нас, то учитывая, что казахстанских граждан там будет немного (это непопулярные направления для них), в ближайшие две недели мы сможем дать анализ по документам.

Transparency International уже выступила с заявлением относительно публикации Панамского архива и призвало правительства стран обеспечить полную прозрачность реестров собственников компаний, работающих на их территориях, разработать необходимые правовые механизмы и усилить правоприменительную практику по изъятию в пользу государства любых незаконно приобретенных активов, усилить работу в сфере противодействия отмыванию денег, требовать от всех компаний, независимо от их гражданства раскрывать информацию, без оговорок, о своей деятельности, в том числе финансовой.

Хочется особо отметить, что с развитием информационных технологий, глобализацией международного сообщества в целом и на различных уровнях возрастающей нетерпимостью к беспринципному обогащению одних за счет других с использованием служебных полномочий, можно прогнозировать, что в будущем мы будем все чаще знакомиться с такими файлами. Кроме того, по решению Большой двадцатки в рамках одобренных Брисбенских договоренностей, в ближайшее время будут созданы публичные реестры бенефициарных собственников офшорных компаний (G20 High Level Principles on Beneficial Ownership Transparency). Как говорится, то ли еще будет…

ИА REGNUM: Что можно сказать о казахстанских фигурантах архива, в частности, о внуке президента Казахстана — Нурали Алиеве?

До анализа документов делать какие-либо заявления преждевременно.

ИА REGNUM: Страны первого мира перекрывают оффшорную зону для стран третьего мира. Какой можно дать прогноз в этой связи?

Не думаю, что это станет эффективным решением для обуздания коррупции. Во-первых, как показали опубликованные документы, многие политики стран первого мира активно пользуются оффшорными зонами для сокрытия своих доходов и ничуть не смущаются. Во-вторых, оффшор — это всего лишь один из многих инструментов. Закроют его, найдется что-нибудь другое.

Как уже сообщало ИА REGNUM, один из материалов серии «панамских документов» оказался посвящен Нурали Алиеву — внуку президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

В статье говорится следующее: «Документы, полученные OCCRP, указывают, что Нурали Алиев, внук президента и сын Дариги Назарбаевой (которая сегодня занимает пост вице-премьера. — Прим. ИА REGNUM), не сомневался ни секунды, принимая решение о том, где держать свои деньги и зарегистрировать свое богатство: Алиев был владельцем двух компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских Островах (БВО) — одном из наименее прозрачных офшоров — и использовал их для банковских операций и яхты люкс-класса».

Авторы публикации отметили, что OCCRP и ICIJ направили Алиеву совместную просьбу прокомментировать полученные данные на предмет их правдивости, но ответа не получили.