По мнению депутата Законодательного собрания Красноярского края Артема Черных (ЛДПР), в системе «Платон» плюсов искать не стоит.

«Когда федеральные исполнительные органы власти инициировали создание системы «Платон», они убеждали и депутатов, и различных экспертов в том, что она будет направлена на организацию системы сборов для пополнения фонда, который, в свою очередь, будет направлен на ремонт и восстановление дорожных покрытий», — сказал депутат в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.

По его словам, на сегодняшний день «сложилась странная система, связанная со сбором средств на цели восстановления дорожных покрытий»: «У нас существует три разных сбора якобы на одни и те же цели. Это налоги, которые мы платим, приобретая топливо, это транспортный налог и сегодняшняя плата по системе «Платон». При этом до сих пор не сформирован целевой фонд. Все собранные средства с этих видов платежей размываются в бюджете. И когда говорят, что деньги целенаправленно будут использованы именно на восстановление дорог, в это верится с трудом».

Артем Черных отметил, что, говоря о восстановлении дорог, необходимо, в первую очередь, подумать о том, по какой технологии и как сегодня строятся дороги. «Проблема даже, возможно, не в том, что 12-тонники разрушают наше дорожное покрытие, а в том, что мы продолжаем использовать технологии того периода, когда по нашим дорогам еще на лошадях ездили. Дороги так быстро разрушаются не только и не столько по причине нагрузки «тяжеловесов» — она распределяется по осям автомобиля равномерно, а по причине роста интенсивности движения и низкого качества дорожного полотна. Нужно срочно менять технологии, иначе опять же эффекта от этих сборов мы не получим», — рассуждает депутат.

«На сегодняшний день мы находимся в непростой экономической ситуации. И любые дополнительные сборы, которые сегодня государство внедряет в экономику, нивелируют положительные достижения. Дополнительные поборы с бизнеса уменьшают благосостояние населения в целом, так как предприниматели включают их в стоимость товаров и услуг. Учитывая, что индексация заработных плат по ряду отраслей не производится, плюс инфляция, и в результате реальный уровень доходов населения падает. Снижение покупательской способности граждан опять бьет по экономике страны, уменьшая спрос на продукцию. Если эта политика продолжится, мы угробим и наших производителей, и вызовем серьезные негативные социальные последствия», — прокомментировал парламентарий.

Как рассказала в интервью ИА REGNUM пресс-секретарь Федерального управления автомобильных дорог «Байкал» Юлия Кравченко, система взимания платы в счет ущерба, наносимого транспортными средствами общей массой свыше 12 тонн, вводится на всех федеральных трассах: «Если мы говорим о Красноярском крае, то это федеральная трасса М-54 «Енисей», соединяющая Красноярский край и Хакасию, и трасса М-53 «Байкал», в том числе в границах Красноярского края. Также у нас есть еще одна федеральная дорога — это автомобильный подъезд от аэропорта до города Дудинка — порядка 53 км».

Кравченко объяснила, что система, введенная с 15 ноября, в настоящее время уже работает. На сегодняшний день 1 км стоит 1 рубль 53 копейки. «В связи с тем, что правительством было принято решение о так называемом льготном периоде до мая 2016 года, водители пока не будут получать штрафы, если они не оплачивают проезд и не зарегистрированы в системе. Но это не касается центральной части страны, в частности Московской области. Если грузоперевозчик едет в Московскую область, и при этом он не зарегистрирован в системе «Платон», соответственно, он получит штраф. На всей остальной территории России, в том числе и в Красноярском крае, штрафы пока не взимаются», — сказала Юлия Кравченко.

По ее словам, до мая все водители, владельцы большегрузного транспорта, грузоперевозчики могут ознакомиться с системой, выстроить логистические цепочки, маршруты, понять, сколько это будет стоить.

«Что касается Красноярского края и наших ожиданий, как федерального управления, которое отвечает за функционирование, сохранность федеральных трасс, естественно, мы ожидаем дополнительных объемов средств, которые мы можем потратить на развитие федеральной сети», — отметила пресс-секретарь управления.

«Мы поддерживаем эту систему, исходя из той логики, что тот, кто пользуется дорогами, тот и должен платить. На сегодняшний день грузоперевозчики не просто ездят по нашим дорогам, они зарабатывают на этом деньги. Это бизнес, — озвучила Кравченко позицию Федерального управления автодорог. — Естественно, грузоперевозчики не всегда законопослушны и перевозят грузы в соответствии с нормативами. Как показывает практика и наша работа, в том числе с пунктами весового контроля, фактически каждая пятая машина по трассе идет с перевесом, иногда с существенным».

Уточняется, что по расчетам Федерального дорожного агентства, 56% всего ущерба, который наносится дороге, наносится большегрузным транспортом с массой свыше 12 тонн.

«Грузоперевозчики зарабатывают деньги. А за наносимый ими ущерб платят, в том числе, владельцы легкового транспорта. Если рассмотреть поток транспорта на федеральных трассах, ежедневно у нас по М-54 и М-53 проходит от 3 до 5 тысяч большегрузов в сутки. Если брать среднюю интенсивность, в общем потоке порядка 30% составляет большегрузный транспорт», — объясняют в Федеральном управлении автодорог «Байкал».

Также Кравченко затронула тему возможного подорожания продовольствия в связи с введением системы «Платон»: «Что касается подорожания продуктов питания. Речь идет об автомобилях с массой свыше 12 тонн. Хлеб, например, такими машинами не возят. 90% перевозок таким транспортом приходится на строительные материалы, песок, гравий, лес и так далее. Хорошо, допустим мы возим огромными фурами груши, как нас пытаются заверить наши грузоперевозчики. Берем маршрут от Красноярска до Новосибирска. Это более 700 км. Для расчетов возьмем 1000 км. Один километр на сегодня стоит 1,53 руб. Соответственно, тысяча километров — это 1,5 тыс. руб. Как минимум в таком автомобиле — 10 тонн товара. Значит полторы тысячи мы должны разделить на 10 тонн, а потом еще произвести расчеты по килограммам или по штукам. По факту получится копеечная наценка. То, что сейчас грузоперевозчики пытаются на этом спекулировать, это последний аргумент в силу того, что они вынуждены работать в новых условиях в связи с изменением законодательства, в связи с постановлением правительства. Это благодатная почва для спекуляций».

«Понятно, что грузоперевозчики не согласны с введением этой системы. Они всю жизнь ездили по дорогам бесплатно, возили по ним, что хотели и сколько хотели. Но теперь для них новые условия. Они устраивают акции протеста, и это их гражданское право. В результате этих акций протеста стоимость перевозки снижена, введен льготный период, исключающий штрафы. Но стоит отметить, что процесс уже запущен, и предпосылок, что систему «Платон» отменят, как этого требуют некоторые грузоперевозчики, нет», — подытожила Юлия Кравченко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дворкович: Система «Платон» поднимет цены на товары незначительно

Напомним, первоначально с автомобилей с регистрационной массой более 12 тонн на федеральных дорогах планировалось собирать 3,73 рубля с километра. Однако с 15 ноября дорожный сбор составил 1,53 рубля, а с 1 февраля 2016 года по 2018 год этот сбор будет 3,08 рубля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Платон» — зачем чёрта малюют