На Сербию оказывается серьёзное внешнее давление с целью заставить Белград отказаться от военного нейтралитета. Об этом заявил глава Агентства по военной безопасности Сербии Петар Цветкович в интервью газете «Политика».

"Последние события между Россией и Украиной, война в Сирии и миграция, а в особенности разногласия России, США и ЕС по этим вопросам, создали реальную, хоть и неоправданную, основу для того, чтобы спецслужбы определённых стран на нашей территории начали попытки повлиять на нашу внешнюю политику, чтобы изменить нашу позицию относительно военного нейтралитета и склонить её в определённую сторону», — сказал Цветкович.

При этом он подчеркнул, что Сербия готова ответить на все эти вызовы и угрозы. По словам Цветкова, руководимое им ведомство постоянно отслеживает все вызовы как глобальной, так и региональной безопасности, которые могут отразиться на обороноспособности Сербии, и действующее законодательство страны предоставляет Агентству по военной безопасности достаточные полномочия для эффективного ведения контрразведывательной деятельности, подчеркнул он.

Как сообщало ИА REGNUM, начиная с ноября 2014 года, военнослужащие Армии Сербии приняли участие в нескольких совместных учениях с российскими военными, что вызвало негативную реакцию в Брюсселе и Вашингтоне. Во время визита премьер-министра Сербии Александра Вучича в Россию в конце октября появилась информация о том, что Москва и Белград ведут подготовку беспрецедентного по сумме и наполнению военного контракта, который предполагает практически полное перевооружение сербской армии под российские стандарты.

В то же время, в марте этого года Сербия подписала План индивидуального партнёрства с НАТО (Individual partnership action plan). Как заявил тогда министр обороны республики Братислав Гашич, Сербия достигла «самого высокого уровня сотрудничества с НАТО, которого может достигнуть государство, не являющееся членом альянса».

Позднее, в августе, Братислав Гашич на встрече с послом США в Белграде Майклом Кирби заявил, что сотрудничество Сербии с США в области обороны «остаётся доминирующим по отношению к остальным партнёрам в мире».