Для города-миллионника Новосибирска проблема загруженности дорог всегда была актуальна, но в последние годы автовладельцы отмечают ухудшение ситуации. Пробки возникают все чаще, и стоять в них приходится все дольше.

Так, на прошедшей неделе, с 5 по 11 октября, по данным Яндекса, улица Большевистская, Красный проспект, Бердское шоссе, проспект Димитрова и Димитровский мост вновь вошли в топ пробок. Утром 5 октября новосибирцы простояли почти три часа в пробке длинною 7,8 км на Бердском шоссе — от Первомайской улицы до Коммунального моста. А утром 6 октября на этом же участке трассы автомобилисты простояли полтора часа. Пробка в 5,8 км — вечерами 5, 6 и 8 октября — зафиксирована на Красном проспекте от улицы Аэропорт до Серебренниковской улицы — 1 час 50 минут, и еще дважды там стояли по три часа. Вечером 9 октября в полуторачасовой пробке стояли Нарымская улица, проспект Димитрова, Димитровский мост, проезд Энергетиков — от площади Трубникова до Большой улицы — 5,7 км. Пробка в 5,6 км отмечена 5 октября, около 18:30 — стояли проспект Димитрова, улица Фрунзе, улица Красина — от Фабричной улицы до проспекта Дзержинского. Затор на дороге продлился почти семь часов.

По официальным данным, новосибирские городские и областные власти уделяют дорожным проблемам особое внимание. В начале октября 2014 года было запущено движение по новому мосту через реку Обь — Бугринскому. На строительство моста длинной 5,4 км было потрачено почти 15 млрд рублей. Мост соединил Кировский и Октябрьский районы Новосибирска, а позже должен войти в часть магистрали «Юго-Западный обход», которая свяжет между собой трассы «Байкал» и «Чуйский тракт». Прошел год, а Бугринский мост до сих пор не оправдал возложенных на него надежд, поскольку не загружен. Как заявлял еще в июле текущего года мэр Новосибирска Анатолий Локоть, проект третьего моста через Обь, который был актуален в 90-е годы, предполагал немного другое расположение сооружения: «Тот мост по проекту тоже должен был проходить через Бугринскую рощу, но по другому, на него должен был быть прямой выход с «горбатого моста». Этот проект предполагал прямую связь между Советским шоссе и мостом, и поэтому функциональность того, спроектированного моста была совсем иной, чем у Бугринского».

Чтобы Бугринский мост заработал, как планировали власти (пропуская до 180 тыс. автомобилей в сутки), в него необходимо «вкладываться и вкладываться». «Для этого нужны развязки в обе стороны, причём в одну сторону — на Ключ-Камышенское плато — развязка даже спроектирована. Надо найти финансирование и продолжать строительство», — заявил ещё летом Локоть.

В начале сентября 2015 года на левом берегу Новосибирска была запущена новая транспортная развязка на улице Петухова. Анатолий Локоть обозначил ее как «один из крупнейших транспортных объектов». На строительство было направлено почти 1,1 млрд рублей. Губернатор региона Владимир Городецкий отметил, что данный объект «необходим для того, чтобы более эффективно могло функционировать Советское шоссе», подчеркнув, что на этом развитие дорожной сети района не заканчивается, впереди отработка технологических решений по развязке на улице Мира.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Новосибирске открыли транспортную развязку на ул. Петухова

Однако, как уже отметили автомобилисты, и развязка, которую так ждали, проблемы не решила: пробка просто сместилась с улицы Петухова на Винаповский мост.

А недавно Владимир Городецкий заявил, что в регионе планируется строительство четвёртого моста через реку Обь. Половину финансирования строительства планируется получить за счет государственного гранта, вторую половину — за счет платности моста, имеющего альтернативу. Но уже на этапе планирования появилось мнение, что и этот четвёртый мост не сможет решить дорожных проблем Новосибирска, возникли сомнения в его необходимости.

Член Общественного совета по вопросам дорожно-транспортного комплекса Новосибирска Владимир Кириллов считает, что если четвертый мост и нужен, то не в центре города, а в зоне Южного транзита. Ранее отмечалось, что четвёртый мост, который уже обозначили как Центральный, расположится в створе улицы Ипподромской, обеспечит связь федеральных автодорог: сформируется выход на автодорогу М-51 «Байкал» (Р-254 «Иртыш) через Станционную улицу и трассу М-53 «Байкал» (Р-255 «Сибирь») через Ипподромскую улицу.

«Проблема транзита с Восточного обхода носит все признаки стратегического просчета, и ассоциирована с личностью нынешнего министра транспорта Сергея Титова. Именно он, будучи заместителем начальника Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Дмитрия Тулеева, около семи лет назад разрабатывал в союзе со своими партнерами из «Сибмоста» проект Восточного обхода. Находясь последние три года на должности министра транспорта, Титов игнорировал как мнения общественников о необходимости анализа ситуации после ввода в строй Восточного обхода, так и мнение специалистов. Основная причина игнорирования — перспектива потери контракта «Сибмостом», — заявил ИА REGNUM Кириллов.

По словам эксперта, после выездного совещания Общественного совета по вопросам дорожно-транспортного комплекса с участием заместителя ФУАД Андрея Кебака, начальника регионального Минтранса Сергея Эпова, начальника МКУ «УДС» мэрии Юрия Алексеевского, депутатов, представителей ГИБДД, Советского района, СО РАН, Кольцово в адрес губернатора Владимира Городецкого было направлено обращение. Только после этого по указанию Городецкого была создана рабочая группа, было проведено совещание у министра Титова с участием вице-мэра Данияра Сафиуллина. «Фактически, на этом совещании Титов признал основную обеспокоенность, что если продолжится публичная дискуссия о негативном влиянии транзита с Восточного обхода на улично-дорожную сеть, то компания «Сибмост» может лишится данного контракта в результате заморозки строительства «Восточки» по указанию федеральных властей, — прокомментировал ситуацию Владимир Кириллов. — На совещании Титов фактически предложил мэрии взять на себя организационную и финансовую ответственность за строительство подобия транзита — через улицу Тимакова — Зеленая горка — Лесосечная, строительство нового тоннеля в Нижней Ельцовке и кольца на Бердском шоссе. При этом ни проекта, ни расчета пропускной способности, ни финансового обоснования представлено не было. В свою очередь, данное предложение в виде рекомендации мэрии «проработать вопрос строительства автодорожного тоннеля под ж-д насыпью в районе ж-д станции Нижняя Ельцовка совместно с филиалом ОАО «РЖД» было продублировано в ответе министра по делам агломерации Сергея Семки общественникам от 30 сентября 2015 года».

Эксперт указывает, что, по данным источников, руководство Росавтодора после ознакомления с данной ситуацией может принять решение о строительстве Южного транзита от Кольцово на Юный Ленинец, на трассу Морской — Верх-Тула со строительством четвертого моста через Обь в районе Ельцовки. В настоящее время такие обращения к федеральному руководству написаны общественниками и подписаны руководством ФАНО, СО РАН, администрацией Советского района. Предполагается проведение совещаний с главой Росавтодора Романом Старовойтовым в Москве по данной проблематике, депутатами Госдумы, руководством комитета по транспорту.

Накануне на встрече с общественниками министр транспорта Титов, сделал настойчивое предложение общественникам «договорится» и не поднимать вопрос проблемы транзита.

«В правительстве области признали, что такая очередность строительства «Восточки» была связана с проблемой резервирования и изъятия земельных участков, и что строительство третьей очереди «Восточки», минуя Академгородок в сторону Искитима даже как проекта не существует, какой-либо работы областью сейчас не ведется. Ранее замначальника ФУАД Кебак заявил, что к строительству третьего комплекса ФУАД может приступить в лучшем случае лет через 15. То есть проблема транзита возникает, как минимум, до 2030 года», — подчеркнул Кириллов.

Общественник отмечает, что в случае выхода проблемы Восточного обхода и доведения данной проблемы по Минтранса РФ и администрации президента, направления федеральных инвестиций могут быть пересмотрены в сторону Южного транзита, особенно в случае консолидированной позиции жителей, общественности, экспертов. «Основная проблема власти, что бюджет города в своих капвложениях формируется в угоду крупным подрядчикам, а не в пользу жителей», — подытожил Владимир Кириллов.