В столице Башкортостана на днях заявили о том, что производимые местными археологами раскопки на городище «Уфа II» подтвердили высказываемую ранее версию, что Уфе — полторы тысячи лет. По мнению ученых, обнаруженные в ходе раскопок находки (ременные пряжки, височные серьги с 14-гранником на конце, железные стрелы, датированные IV—VIII вв. еками нашей эры), подтверждают, что на территории города в этот временной период существовало поселение. Примечательно, что в составе археологической группы, проводившей раскопки, был и казанский археолог Антон Шипилов, который тоже согласился с выводами башкирских коллег.

tehne.com
Раскопки Уфа 2.

Известие об этом вызвало бурную реакцию со стороны татарских историков, точку зрения которых поспешил озвучить директор Института истории АН РТ Рафаэль Хакимов, обвинивший башкирских ученых в фальсификации истории. Стоит отметить, что в свое время именно этот академик координировал работу по обоснованию 1000-летия Казани. Что у него при поддержке властей Татарстана и получилось: тысячелетний возраст Казани признали официально, более того — Казанский кремль сумел пролоббировать празднование юбилея столицы Татарстана в 2005 году на всероссийском уровне, получив из федерального центра 80 млрд рублей. Характерно, что историки, указывавшие на очевидные подтасовки при установке возраста Казани, не соглашавшиеся признавать 1000-летие (доктор исторических наук, заместитель директора Государственного исторического музея Вадим Егоров, татарский археолог Равиль Фахрутдинов и др.) в националистической прессе были объявлены «врагами татарского народа». Некоторых из них даже попытались преследовать, например, историка Равиля Фахрутдинова (1937−2014), на которого посыпались обвинения в «черной археологии».

Спустя год после торжественного празднования 1000-летия Казани в Уфе группа башкирских археологов во главе с вице-президентом Академии наук Башкортостана Ниязом Мажитовым принялась раскапывать городище «Уфа II», поспешив заранее объявить, что их столица старше татарской — ей 1,5 тысячи лет. По-видимому, именно тогда эта идея не заинтересовала власти Башкирии. Однако спустя девять лет раскопки неожиданно стали активно освещаться в прессе, а новость о новой дате основания Уфы (прежняя дата — 1574 год, когда началось строительство Уфимского острога боярином Михаилом Нагим) стала активно распространяться в СМИ, причем специально подчеркивалось, что в раскопках участвует казанский археолог Антон Шипилов, который подтверждает эту версию.

«Антона Валентиновича Шипилова я знаю более 15 лет. Его поступок, напоминающий бунт, для меня полная неожиданность. Он всегда был среди «молчаливого большинства» Института истории, потом Института археологии Академии наук Татарстана. По своему характеру он — тихий и исполнительный. Но, возможно, со стороны «старших товарищей» в отношении него случилась какая-то подлость, он не стал терпеть, как это, видимо, обычно было, и решил таким образом отомстить», — говорит кандидат исторических наук Александр Овчинников.

Учёный предположил, что от коллеги потребовали «подарить» собранный в тяжелых экспедиционных условиях материал казанскому «археологическому начальству» «и не возражать, что он будет опубликован под чужим авторством»: «Знаю по своему опыту, что в Институте археологии это распространенная практика».

Александр Овчинников подчеркнул, что это политический вопрос, «желание башкирского руководства превзойти Татарстан (соседа и соперника) в возрасте столицы»: «Если вкратце, то считается, что Уфа берет свое начало с раннесредневекового городища Уфа-II. Неприятный для башкирских археологов нюанс заключается в том, что городище основано носителями именьковской археологической культуры (IV-VII вв. н.э.), большинством независимых исследователей признанных праславянами. Антон и его коллеги нашли вещи, скорее всего, относящиеся именно к этому времени. Даёт ли это основание говорить о 1,5-тысячелетнем юбилее Уфы? В научной литературе я не встречал упоминаний о существовании преемственности в развитии Уфы-II с более поздним временем. Иными словами, когда именьковцы ушли, после них был определенный период запустения. Уфа как город сформировалась позднее. По моему мнению, в отличие от татарстанских властей у башкирских нет лобби в Москве, чтобы последняя «разрешила» им подобный юбилей. Но если это случится, татарские археологи забудут о своих претензиях и тут же поздравят башкирских коллег с «открытием». Ничего не поделаешь — таким образом устроена историческая «наука» в российских национальных республиках».

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов также полагает, что в основе очередного «открытия», «состарившего» еще одну столицу национальной республики в составе России, лежат соперничество и зависть: «Татарским национал-историкам и поддерживающей их местной правящей этнократии удалось не только создать миф о 1000-летии Казани, которая старше Москвы, но и получилось удачно этот миф продать за 80 млрд рублей. Сам Рафаэль Хакимов часто любил поговаривать, что татарские историки принесли гораздо больше выгоды правительству Татарстана, чем казанские физики. Это, кстати, лишний раз показывает, что 1000-летие Казани — политико-экономический проект, мало имеющий отношение к научной истине. По-видимому, в Башкирии решили повторить то же самое, сделав своей город старше Казани. Здесь присутствует определенный комплекс неполноценности, какой-то ущербности. Что свойственно и Татарстану: Казань должна быть обязательно старше Москвы. Единственно, чем еще мифологизация прошлого Уфы отличается от точно такой же фальсификации истории Казани, так это тем, что Уфу как город основали русские воеводы в 1574 году. Уязвленное этническое самолюбие у башкирских чиновников и обслуживающих их историков не позволяет признать тот факт, что Уфа изначально была основана именно русскими, и сам город возник изначально как русская крепость. Отсюда и все метания, чтобы доказать, что Уфа намного древнее, чем вторая половина XVI века — время заселения региона русскими».