«Глобальной целью террористических группировок является создание дуги напряженности и сжатие кольца вокруг России и Китая. А Центральная Азия — плацдарм для развертывания этой масштабной операции», — сказал аналитик, президент «Consultations on international policy and economy» Фикрет Шабанов в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Недавно стало известно о вхождении «Исламского движения Узбекистана» в состав ИГИЛ. Как вы считаете, почему две запрещенные экстремистские организации объединились?

Все зависит от внутренних и внешних причин: отсутствие возможностей политической демократии и внешнее структурирование иностранными спецслужбами, которые используют в том числе и этот рычаг давления на правительство, в первую очередь для реализации своих национальных интересов.

«Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) было слабо и недееспособно из-за отсутствия ресурсов и активности внешнего модератора. Объединение — это сигнал всем игрокам региона.

Присоединение ИДУ к ИГИЛ произошло из-за расширения работы западных государств по переформатированию Центральной Азии. Это, в первую очередь, будет касаться Узбекистана, Киргизии и Казахстана. Потому что эти страны, имеющие светское государственное устройство и тюркоязычное население, исповедующее ислам, выступают форпостом на пути продвижения Китая в регион. КНР же осуществляет свою экономическую экспансию и ведет жесточайшую борьбу за энергоресурсы, без которых нет развития, и обеспечивает защиту своих национальных интересов и территориальной целостности страны.

Укрепление террористических ячеек в Центральной Азии — это отправная точка, через которую будут продавливаться варианты дестабилизации Китая. Исламские и уйгурские проблемы, вопросы Тибета — диапазон противоречий большой, и они будут носить в основном исламский характер с тюркской начинкой. Эти варианты на каждом этапе, при моделировании ситуации извне, могут стать решающими. Самое важное, что с помощью этого инструмента будет раскачиваться китайская государственность.

Не стоит забывать и об американской политике колониализма, которая изменила методы работы, но не глобальные цели. В прошлом США предпочитали договариваться с хозяевами стран, которые попадали в зону их интересов. Сейчас ситуация изменилась.

На первое место вышла реализация следующих схем: расчленение стран и создание антагонистических друг другу полукриминальных, но легализованных политических объединений и государств, или просто контролируемых вооруженными структурами локально неуправляемых территорий, в соответствии с чем они могут продвигать свои интересы с гораздо меньшими затратами, в большинстве случаев за счет новых образований.

Если же страна монолитна — цена будет выше, доступ к национальным ресурсам финансово осложнен, так как придется делиться с местной жадной политической элитой, а в условиях нынешней экономики экономия ресурсов имеет значение.

ИА REGNUM: Российские эксперты считают, что предотвращенный 16 июля теракт в Бишкеке говорит о том, что Киргизия перестала быть «перевалочной базой» и попала под географию расширения деятельности экстремистов. Так ли это?

Да, но это не единственная причина.

Дело в том, что муссирование этого события в СМИ связано с тем, что киргизские власти пытаются себя преподнести сразу нескольким игрокам в этом регионе: американским и западным структурам через Турцию и напрямую союзникам по ЕАЭС. Цель — обозначить свою готовность к борьбе с радикалами-исламистами и запросить военную и финансовую поддержку, которая, конечно, будет также использована и во внутренней политике для сохранения и усиления своей политической власти.

Борьба с террористами нужна не потому, что киргизские власти их не любят, а потому, что первые угрожают лично их власти и источникам богатства.

Сейчас Бишкек встал на очень опасный путь заигрывания с партнерами на очень зыбкой почве. Киргизские власти сейчас занимаются только хирургическим вмешательством, они не ведут целенаправленную, планомерную борьбу с терроризмом. Они используют проблему для ведения политического шантажа, для получения ресурсов от вышеперечисленных стран.

Россия рассматривает в том числе и Киргизию по всему периметру напряженности у своих границ как один из последних рубежей на пути проникновения исламских террористов, наркокартеля и контрабанды на территорию России.

ИА REGNUM: Какая из республик Центральной Азии способна самостоятельно противостоять угрозе терроризма?

В настоящий момент ни одна из республик не в состоянии самостоятельно справиться с этой угрозой. Основным катализатором являются внутренние причины, существующие во всех странах Центральной Азии в большей или меньшей мере

Среди внутренних проблем, которые являются благодатной почвой для вербовщиков в исламистские организации, я бы выделил следующие: антидемократические режимы (отсутствие свободных демократических выборов), наличие олигархизма и семейно-кланового устройства политической системы, тотальный контроль экономик страны, отсутствие демократической судебной системы, политического, гражданского и экономического правосудия.

Провоцирование трайбовых, племенных, региональных и межнациональных, а в отдельных случаях и межрелигиозных противоречий, подогреваемых местными элитами, в борьбе за контроль над ресурсами страны, приводит к деморализации общества. Основная масса граждан страны находится в бесправном положении. Все вышеперечисленные причины способствуют расколу общества.

Еще одной отличительной чертой постсоветских республик Центральной Азии является слабость органов власти. Кроме того, некоторые республики до сих пор не избавились от системы средневекового феодализма в новом обличье.

Фактически большая часть молодых людей, воюющих на стороне исламистов, выдавливается условиями жизни из стран Центральной Азии. Кроме того, участие в военных действиях для них еще и способ заработка.

Не стоит забывать, что за 20 лет в регионе наладили работу разведки многих стран. Особое место занимают разведки мусульманских государств, которые в частном случае будут продвигать свои интересы, но в глобальном значении — интересы западных спецслужб. Они совместно будут координировать действия ИГИЛ, чтобы продвигать национальные интересы своего главного и основного союзника — США.

Глобальной целью террористических группировок на данном этапе является создание дуги напряженности и сжатие кольца вокруг России и Китая. А Центральная Азия — плацдарм для развертывания этой масштабной операции.

ИА REGNUM: Способны ли военно-политические объединения типа ОДКБ противостоять экстремистской угрозе?

Считаю, что дальше декларативности дело не пойдет, поскольку политические элиты стран-участниц проводят разновекторную международную политику и имеют недееспособную экономику, которая зависит от России как в финансовом, так и в военном плане.

Стоит задуматься, ведь даже патроны к автоматам получают из России, получают их по внутренним ценам России, и поставки производятся за счет льготного кредита, выданного опять же Россией. Скорее, вопрос дееспособности ОДКБ — вопрос к России, а не к другим странам — членам ОДКБ.

ИА REGNUM напоминает: «Исламское государство» — международная исламистская террористическая организация, чья деятельность запрещена в нескольких десятках стран, включая Россию.

«Исламское движение Узбекистана» — исламская террористическая организация, созданная в 1996 году. Ее деятельность запрещена на территории США в 2000 г. и России в 2003 г.