Законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» правительство РФ внесло в Госдуму, передает корреспондент ИА REGNUM 6 августа. Законопроект впервые предусматривает возможность ограничения судом Российской Федерации иммунитета иностранного государства на основе принципа взаимности.

Д. Антонова, ИА REGNUM
Государственная дума РФ.

Принятие закона актуально на фоне тех, как правило, неправомерных действий, которые предпринимаются в отношении России и госимущества в ряде других стран. «Эти действия упомянутых государств, конечно, продиктованы не правом, а политическими соображениями. И наше государство должно иметь право вводить ответные ограничения, включая отказ от предоставления такому государству иммунитета от наших судебных решений, в том числе тех решений, которые связаны с обращением взыскания на имущество такого государства по решению суда в нашей стране», — заявил ранее глава правительства Дмитрий Медведев.

Советское процессуальное законодательство базировалось на концепции абсолютного иммунитета, которая предполагает, что предъявление в национальных судах исков к иностранному государству, наложение ареста на имущество такого государства или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения допускаются лишь с согласия соответствующего государства. На концепции абсолютного иммунитета основывается и действующее российское законодательство. Вместе с тем на практике во внешнеэкономической деятельности Россия вынуждена отказываться от иммунитета.

В связи с расширением внешнеэкономической деятельности и привлечением иностранных инвестиций Россия заключила ряд международных договоров о взаимной защите инвестиций, которые предусматривают, что споры, связанные с инвестициями, рассматриваются в международном коммерческом арбитраже. В действующем законодательстве ряда зарубежных стран это означает отказ от иммунитета. К настоящему времени заключены десятки таких договоров. Таким образом, практика внешнеэкономической деятельности России, а также международная договорная практика показывают, что возникла тенденция признания Российской Федерацией юрисдикции иностранных судов, что представляет собой отказ от иммунитета, поясняют авторы инициативы.

«Количество исков, предъявляемых к Российской Федерации и её органам в иностранных судах, неуклонно увеличивается, при этом согласия России на её участие в деле не испрашивается», — указали авторы.

В соответствии с нормами международного права, законодательством и судебной практикой зарубежных стран законопроект устанавливает пределы юрисдикционного иммунитета иностранных государств и их имущества. Также определяются случаи, когда иностранное государство и его имущество не пользуются юрисдикционным иммунитетом, и предусматривается возможность отказа иностранного государства от юрисдикционного иммунитета.

Законопроект предусматривает возможность ограничения судом Российской Федерации на основе принципа взаимности юрисдикционного иммунитета иностранного государства, если установлено, что в иностранном государстве, в отношении которого возник вопрос о юрисдикционном иммунитете, Российской Федерации предоставляется юрисдикционный иммунитет в более ограниченном объёме, чем тот, который предоставляется иностранному государству.