Представители белорусской общественности приняли обращение к правительству республики с предложениями прекратить рекламу литовско-польского рода Радзивиллов и остановить распространение ревизионизма в учебной литературе

В Минске 24 апреля состоялась конференция на тему «Неоправданно вознесенные. Радзивиллы в истории Беларуси», участники которой приняли обращение к Совету министров с предложением отразить в учебной литератур роль магнатов Речи Посполитой как «угнетателей белорусского народа», сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В ходе конференции были зачитаны и обсуждены доклады, просмотрены фрагменты кинофильмов «Тарас Бульба» и «Потоп», а также музыкальные клипы Николая Емелина. Участие в мероприятии приняло около 40 человек, в т.ч. несколько представителей «литвинской» интерпретации истории Белой Руси.

С первым докладом на тему «О некоторых аспектах деятельности отдельных представителей рода Радзивиллов в освещении советской историографии» выступил кандидат технических наук Генрих Симановский. Сразу отметив, что не является профессиональным историком, докладчик построил своё выступление на цитатах из научной и справочной литературы советского периода, сопоставляя их с нынешней трактовкой роли Радзивиллов в официальной историографии постсоветской республики.

Симановский отметил, что специальных исследований по истории рода Радзивиллов в советский период не издавалось, «но было сказано много того, о чём сегодня пытаются умалчивать». Он процитировал выдержки из изданий Академии наук БССР, где роль литовско-польского рода магнатов охарактеризована как «жестокие угнетатели белорусского, украинского, литовского, польского народов». Советские историки уделили внимание описаниям бегства крепостных от Радзивиллов, покровительства рода магнатов католицизму и униатству.

В частности, отметил докладчик, Альбрехт Радзивилл был известен как активный борец против православия и спонсор католического ордена иезуитов. Христофор Радзивилл прославился подавлением восстания Северина Наливайко. Януш Радзивилл активно вербовал наёмников и шляхту, а также руководил карательными операциями во время подавления восстания Богдана Хмельницкого. При этом в казацких отрядах на территории современной Белоруссии национально-освободительную борьбу вели уроженцы этих мест, в своё время бежавшие в Сечь или примкнувшие к казакам с приходом их отрядов. Массовые казни во время подавления восстания проходили в Турове, Мозыре, Бобруйске, Речице и других населённых пунктах нынешней Белоруссии. При этом каратели «изощрялись в чудовищных казнях», особенно часто практикуя посажение на кол и устанавливая вдоль дорог тысячи столбов с убитыми.

Во время русско-польской войны 1654-1667 Радзивиллы также отличились массовыми казнями белорусов, поддержавших русские войска. Не уступали им в кровожадности и другие польские магнаты, отметил докладчик. Он также сослался на судебные документы, в которых говорилось о том, как во время войны шляхтичи переодевались в форму русских войск и совершали различные преступления, стремясь настроить местное население против московитов.

Иероним Флориан Радзивилл по прозвищу «Жестокий» был «патологическим садистом» и прославился в основном казнями своих пленников, а также убийством 1-2 тыс (по разным оценкам) участников крестьянского Кричевского восстания (1743-1744) под предводительством Василия Ващилы. По его приказу предкам нынешних белорусов отрезали носы и уши, а их имущество беспощадно грабили. При этом данный представитель династии Радзивиллов, как и все остальные, в современной белоруской историографии позиционируется как меценат, покровитель театра и прочих искусств.

Во время Отечественной войны 1812 года Радзивиллы поддержали Наполеона, что было вполне естественно, констатировал Симановский, на фоне «массового коллаборационистского движения шляхты». И в период Российской империи, и в период II речи Посполитой Польской Радзивиллы были одними из самых богатейших фамилий, подвергая беспощадной эксплуатации своих крестьян. Даже в польском Сейме уже в XX веке депутаты констатировали, что в Несвиже (родовом гнезде магнатского рода) сохранилось крепостничество.

В целом, констатировал Симановский, отражение роли литовско-польского рода Радзивиллов в белорусской истории не следует идеализировать. Радзивиллы были эксплуататорами и охотно выполняли роль палачей антифеодального и национально-освободительного движений в Белоруссии.

После ответа Симановского на вопросы был зачитан доклад доктора философских наук, академика Ивана Акинчица на тему отражения роли Радзивиллов в современной белорусской учебной литературе. Роль литовско-польского рода магнатов в белорусской истории, по мнению учёного, следует оценивать как эксплуататоров и угнетателей белорусского народа. Особенно уничижительной оценки удостоился Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу «Пане Коханку» — «один из наиболее безнравственных представителей этого рода».

Акинчиц проанализировал учебники для вузов и школ, а также пособий для централизованного тестирования разных авторов (Кулешова, Старовойтова, Лойко, Пашкевича, Голенченко, Богдановича, Лозицкого и др.), отметив, что в них Радзивиллы позиционируются как меценаты, покровители искусств и книгопечатания — т.е. исключительно с положительной стороны. Указанные авторы, по мнению Акинчица, не акцентируют внимание учащихся на объективной оценке Радзивилов, как и на том, что «центром искусства не могли быть хижины крестьян». Возвышенные эпитеты авторов учебных пособий при оценке роли Радзивиллов, по мнению Акинчица, являются выдуманными, лживыми и формирующими неадекватное представление у школьников и абитуриентов об этом магнатском роде.

Резкой критике за необъективность и тенденциозное изложение периодов Российской империи и СССР была подвергнута «настольная книга» белорусских школьных учителей истории — «Десять веков белорусской истории» Владимира Орлова и Геннадия Сагановича. «История Беларуси» Ярмусика и Ковкеля — наоборот, удостоилась похвалы за правдивое изложение «кровавой расправы над участниками Кричевского восстания». «В современной учебной литературе в основном прославляется род Радзивиллов», — сделал вывод Акинчиц. Он отметил также, что в ней «умалчивается о нещадной эксплуатации» магнатами предков нынешних белорусов.

Николай Сергеев в своём докладе констатировал: «Великое княжество Литовское и Речь Посполитая преподносятся как форма белорусского государства, что абсолютно неверно». Докладчик сослался на Быховский летописец и другие источники, отметив, что «русские земли были в подчинённом положении», а уния — «катастрофа, растянутая на века».

«Героические, интереснейшие страницы русской истории постоянно замалчиваются», — констатировал Сергеев. Он отметил упорное нежелание включать в белорусские учебники даже упоминание о Великом княжестве Русском, провозглашенном в 1432 году со столицей в Полоцке великим князем литовским Свидригайло. «ВКР было создано по всем канонам древнерусского права», — заявил Сергеев.

Также не интересуют составителей учебников такие страницы белоруской истории, как заговор русских князей 1481 года в Кобрине, восстание Михаила Глинского с целью восстановления ВКР со столицей в Киеве. Восстание Богдана Хмельницкого официозом постсоветской республики трактуется как разбой, тогда как незадолго до смерти на Раде казаков гетман совершенно ясно указал на цель своей борьбы — «освободить все русские земли», и именно в этом контексте следует рассматривать активность казаков на территории современной Белоруссии.

«В Белоруссии и на Украине казаки боролись за восстановление своего русского государства, а Радзивиллы воевали против этого», — подчеркнул Сергеев. Он отметил также, что не все представители этой фамилии были предателями и русофобами — например, Лев Радзивилл (Леон Иероним), не изменивший присяге государю и участвовавший в подавлении польского мятежа 1830-1831 гг. Однако многие русские роды полностью изменили свою национально-культурную идентификацию и стали считать себя поляками, отметил докладчик, приведя в пример такие фамилии, как Вишневецкие и Огинские.

«Вся история белорусов — это их борьба за свою русскость», — процитировал Сергеев философа Николая Лосского, отметив, что точно такого же мнения придерживались художник Михаил Савицкий и др.

Обстоятельный доклад на тему национальных языков в постсоветской Белоруссии представила Муза Тарасевич. Она процитировала фрагмент интервью Александра Лукашенко агентству Bloomberg, в ходе которого руководитель постсоветской республики, характеризуя ситуацию на Украине, заявил: «С языка там всё и началось».

«Важнейший языковой вопрос в РБ не решен, — констатировала Тарасевич. — Нам, русскому большинству в Белоруссии, надо иметь свою платформу и с неё обозревать нашу историю».

По её мнению, русское большинство в Белоруссии «имеет право сделать свою точку зрения государственной», а не подчиняться диктату меньшинства. Тарасевич считает, что есть «основная масса русских белорусов в РБ», но также «есть нерусские белорусы» — культурный феномен, сформировавшийся под влиянием католической экспансии на рубеже XIX -XX веков, представители которого ощущают себя отдельным народом. «Нам нужно вернуть местное русское национальное самосознание», — считает она.

С негативной оценкой роли в белоруской истории рода Радзивиллов категорически не согласилась некто Раиса Иванова, представившаяся как «преподаватель академии» (не уточнила, какой академии). Она порывалась выступить после каждого доклада, однако слово ей было предоставлено в конце конференции. Интрига не состоялась: в весьма путаных и пространных речах она стала рассказывать об истории своей фамилии (по её словам — дворянской), о своей бабушке и её знакомом испанце, издательской деятельности и т.п., что выдержали не все присутствующие. Не помогла Ивановой и группа поддержки — большинство было явно не на её стороне.

Участники мероприятия в подавляющим большинством голосов приняли «обращение к учёным». Также были озвучены «предложения» к правительству. В документах констатировался «лживый характер» распространяемой официозом информации о Радзивиллах, а также предложения по преодолению ревизионизма и русофобии.