В Саратовской области объем финансовой помощи малому бизнесу в 2014 году составил 130 млн рублей, в 2015-м областное правительство обещает утроить эту сумму. В обмен на финансовую поддержку власти рассчитывают получить ответную реакцию — предприниматели должный отказаться от серых схем выплаты зарплаты и нелегальных трудовых отношений, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По информации областного правительства, в Саратовской области насчитывается более 86 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, в которых трудится около 35% работающего населения. Количество закрывшихся индивидуальных предприятий (ИП) власти не афишируют, но утверждают, что «с 2013 года переломили негативную тенденцию закрытия ИП». С 2014 года число субъектов предпринимательства возросло. Конкретно насколько — стало известно сегодня, 22 апреля, из ежегодного отчёта перед депутатами областной думы губернатора Валерия Радаева: «В сферу малого предпринимательства только за первый квартал 2015 года привлечено порядка 300 человек. Это сопоставимо с показателем за весь прошлый год». Согласно официальным данным, почти 42% от общего объема оборота предприятий Саратовского региона приходится на долю малого и среднего бизнеса, благодаря его развитию за последние два года создано 3500 новых рабочих мест.

Что касается финансовой стороны вопроса. Объем финансовой помощи малому бизнесу в 2014 году составил 130 млн рублей. Как следует из отчета губернатора, в 2014 году господдержку получили более 1500 предпринимателей, что в конечном итоге дало более 750 рабочих мест, а в сферу предпринимательства позволило вовлечь свыше 600 млн рублей внебюджетных ресурсов. «В этом году государственная поддержка будет увеличена втрое, причем на самом высоком уровне софинансирования из федерального бюджета — 95%», — констатировал Валерий Радаев. Таким образом, речь идет о 390 млн рублей.

Региональная власть, рапортуя о достижениях, указывает, что в прошлом году составлен реестр региональных промышленных парков, сформирована нормативная база, дающая им возможность участвовать в конкурсе Минэкономразвития РФ на получение господдержки. Планируемое финансирование, которое удастся привлечь в рамках конкурса, составит 190 млн рублей. «Для промышленных парков на площадках «РосБытХима», «Тролзы», «Волжского терминала» и «Рефлектора» эти средства станут серьезным стимулом для оживления деятельности», — сказал губернатор. Благодаря оптимизации патентной системы налогообложения в регионе в 2014 году, совокупная стоимость патента, уплаченная в бюджет за первый квартал, увеличилась до 21,4 млн рублей. Для сравнения: за весь 2014 год уплачено чуть больше 19 млн.

Отмечено также завершение внедрения в Саратовской области регионального Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, снижающего административные барьеры и минимизирующего риски. По словам Валерия Радаева, эта практика транслирована на муниципальный уровень, и теперь инвестиционный стандарт есть во всех муниципальных районах. «Наш регион стал одним из первых в стране, где внедрены подобные нормы. Саратовская практика официально признана самой успешной и рекомендована другим регионам. Отследить эффективность этих действий для экономики области мы сможем уже в обозримом будущем», — проинформировал он.

Заявленный тренд региональной власти на настоящее и будущее — работа в режиме доверия между государством, бизнесом и обществом. Поскольку доверие власти выражается во всесторонней поддержке предпринимательства, то она вправе рассчитывать на ответную реакцию. Установка дана такая: уход бизнеса от серых схем выплаты зарплаты и нелегальных трудовых отношений. Устоявшийся стереотип о том, что особенностью малого бизнеса является значительная доля теневого сектора, необходимо ломать за счет реальных позитивных изменений.

Напомним, вчера, 21 апреля, в отчёте премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Госдуме по итогам работы правительства страны в 2014 году, в частности о поддержке малого и среднего бизнеса, было сказано, что в регионах увеличено число малых предприятий, у которых есть право применять упрощённую систему налогообложения. Регионы могут понижать ставку для ряда налогоплательщиков с 6 до 1%. По некоторым видам деятельности может быть в два раза снижен единый налог на вменённый доход — с 15 до 7,5%. По отдельным позициям расширен круг малых и средних компаний, которые могут участвовать в государственных программах поддержки. Для этого в два раза повышается потолок годовой выручки, который является критерием для отнесения того или иного предприятия к категории микробизнеса, малого бизнеса и среднего бизнеса (до 120 млн, 800 млн и 2 млрд рублей соответственно).

Для инновационных проектов малых предприятий, у которых есть перспективы коммерциализации, государством предоставляются гранты. «Мы будем увеличивать их поддержку по линии Фонда содействия развитию малых форм предприятий, для этого в «антикризисном плане» зафиксированы деньги — порядка 5 млрд рублей», — сказал Дмитрий Медведев. Он отметил, что льготные налоговые режимы сформированы в рамках закона о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке, в моногородах и других местах, который недавно был принят.

«Мы расширили набор мер и стимулов для поддержания инвестиционной активности, — доложил председатель правительства РФ. — Во-первых, мы проводим беспрецедентную по масштабам докапитализацию банков, которые активно работают с проектами в сельском хозяйстве и промышленности. Через Агентство по страхованию вкладов на эти цели направлен практически 831 млрд рублей. Во-вторых, в крупные, системно значимые проекты инвестируются средства Фонда национального благосостояния — до 40% от общего объёма ФНБ. В-третьих, для инвестиций в диапазоне менее значимом, от 1 млрд до 20 млрд рублей — а это, как правило, проекты среднего бизнеса, — запущен механизм проектного финансирования. Заёмщик, если он представит качественный инвестиционный план, сможет получить средства по фиксированной ставке — не свыше 11,5% в текущих условиях, в текущих финансовых обстоятельствах

В-четвёртых, есть предложение объединить ресурсы Агентства кредитных гарантий и «МСП банка» и на этой основе создать единый институт развития, который бы занимался поддержкой малых и средних предприятий. Такой структуре можно было бы передать и дополнительные полномочия, для того чтобы обеспечить полноценное участие небольших компаний в государственных и муниципальных заказах, в закупках естественных монополий и компаний с государственным участием и в программах импортозамещения».