Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева обратилась в Федеральное агентство научных организаций с просьбой отстранить от работы директора ИНИОН Юрия Пивоварова

«Ранее мы обращались в Прокуратуру и Следственный комитет РФ с просьбой взять под контроль действия руководителей ИНИОН. На сегодняшний день мы подготовили письмо на имя руководителя Федерального агентства научных организаций (ФАНО) с требованием освободить от занимаемой должности директора ИНИОН Юрия Пивоварова, — рассказала Елена Афанасьева в беседе с корреспондентом ИА REGNUM. — В последние дни СМИ наполнены информацией о том, что были задержаны люди, пытавшиеся продать на черном рынке книги, которые находились в библиотеке ИНИОН. Возникают естественные вопросы. Прошло два месяца после пожара, пора получить конкретную информацию о причине пожара, о том, существовал ли каталог изданий, хранившихся в ИНИОН, что уцелело из этих изданий? Вместо этого мы видим новые проблемы, обнаружены мошенники, которые украли книги из этой библиотеки. И очень важно разобраться — а когда были украдены эти книги? Во время пожара? После пожара, когда работали волонтеры? Или до пожара? И если они были украдены до пожара, то не является ли пожар попыткой сокрытия преступления? Ведь могли украсть не только эти книги, это может быть только часть украденной из библиотеки коллекции. Необходимо расследовать все обстоятельства.»

«Мне кажется очень важным понять, что и на момент пожара, и сейчас руководство ИНИОН не справляется с возложенными на него обязанностями по обеспечению сохранности нашего библиотечного наследия, — подчеркнула сенатор. — Поэтому я обратилась в ФАНО с предложением отстранить Юрия Пивоварова от работы хотя бы на время следственных действий. Сейчас важно обеспечить сохранность того, что уцелело после пожара, чтобы спасенные библиотечные фонды дошли до наших государственных запасников».

«Мы же видим, что происходит на Востоке — уничтожаются целые музеи, для того чтобы изъять один-два экспоната, чтоб повысить их стоимость. И очень важно понимать, что сейчас мы можем потерять те коллекционные издания, которые пользуются спросом на черном рынке, и которые мы никогда не сможем подержать в руках, почитать, если они окажутся в частных библиотеках.» — завершила свой комментарий Елена Афанасьева.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, пожар в библиотеке ИНИОН произошел 30 января 2015 года.

Общий фонд Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН на 1 января 2015 г. составлял 14,7 млн экземпляров. Из них 3,7 млн экз. находятся в удаленных хранилищах отделений библиотеки и 0,8 млн экземпляров — в отдельном хранилище (ангаре) на территории ИНИОН РАН. В хранилище на Нахимовском проспекте находилось 10,2 млн экз.

Из уцелевших книг (4,825 млн экз.): 0,985 млн экз., в том числе фонд редкой книги и фонд Готской библиотеки, в удовлетворительном состоянии. Они вывезены и размещены на просушку в удаленные хранилища; 2,95 млн экз. подлежат вывозу, заморозке и дальнейшему восстановлению; 0,89 млн экз. (устаревшие газеты и дублетные экземпляры) могут быть списаны в установленном порядке.

В составе утраченного фонда (5,42 млн экз.): около 1,2 млн экз. частично подготовленных к списанию устаревших и дублетных книг и журналов; около 0,8 млн экз. в настоящий момент имеются в отделениях библиотек филиалов ИНИОН; приблизительно 1,1 млн экз. утраченной отечественной литературы, поступавшей в составе обязательного экземпляра, составляют издания послевоенных лет (с 1945 г.). Эти издания имеются в фондах других крупнейших библиотек страны. Таким образом, сложно восстановимая часть фонда по предварительным оценкам составляет 2,32 млн экз. (или 15,7% от общего фонда ИНИОН РАН).

По информации замдиректора ИНИОН РАН, руководителя Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН Виктора Глухова, примерно 3/5 утраченного фонда имеются в библиотеках РФ. Многие из пострадавших и утраченных книг имеют дублетные экземпляры в отделениях библиотеки ИНИОН в других институтах РАН. Это около 35-40% утраченного фонда или 1,9 млн экземпляров, и эти экземпляры могут быть восстановлены. Как подчеркнули в ИНИОН, значительная часть иностранного фонда книг и журналов имеется в оцифрованном виде в зарубежных библиотеках и издательствах, к которым может быть получен удаленный доступ.