Несмотря на большие гарантии, новый закон вряд ли заставит легализовать доходы

Ведущий сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Руслан Дзарасов считает, что в результате амнистии в Россию удастся вернуть капиталы, но весьма несущественные. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 27 марта. Он опасается, что очередная амнистия может привести к снижению планки в борьбе с незаконным отмыванием денег: «Из России выведены колоссальные капиталы, по оценке Центрального банка чистый частный вывод денег из России в прошлом году превысил 150 млрд долларов».

Дзарасов напомнил, что решение об амнистии капиталов принимается не впервые, но возвращали всегда лишь незначительные средства. Правда, как заметил эксперт, сейчас более благоприятные условия, а также больше гарантий для тех, кто решит возвратить средства. Экономист сообщил о возможных рисках вывода денег из-за рубежа: «Я считаю, что Запад не допустит в крупных масштабах возвращение капиталов туда, откуда они были выведены. Хочу привести пример: сколько раз разоблачались незаконные доходы тех, кого Запад считал диктаторами. Вспомните шаха Ирана — в Иран его значительные средства так и не вернулись. Или диктатор Филиппин Маркос — выведенные им деньги также не были возвращены. У Каддафи, как говорили, в западных банках осело едва ли не 40 млрд. Огромные деньги за рубежом были размещены у семьи Милошевича. Про Януковича писали, что его состояние составляет 12 млрд долларов, и они находятся за рубежом. Все эти средства не вернулись. Отсюда и опасения, что Запад не позволит возвращать такие значительные капиталы в Россию, они знают, как это сделать. Всегда можно придраться, блокировать счета. Средства диктаторов, которые я привел в пример, сначала заморозили, а потом начались очень долгие судебные и прочие разбирательства. Все тянется бесконечно, не решается, при этом никто не говорит, что деньги не вернут, а затягивают процессы с помощью различных юридических и финансовых правил и процедур».

Руслан Дзарасов добавил, что более эффективными были бы меры, направленные на то, чтобы новый капитал не выводили из страны, а также валютный контроль. Что касается прозрачности и безопасности процедуры вывода капиталов из-за рубежа, то эксперт высказал сомнения, что люди в это поверят. «Ведь никто не мешает задать неудобные вопросы человеку не сразу, а через год-другой», — заключил экономист.

Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко обратил внимание на примечание Дмитрия Медведева: «Но не без исключений, конечно». Премьер добавил эту фразу, когда говорилось о том, что граждане, которые решатся открыть источники дохода и имущества, должны быть застрахованы от возможного уголовного или налогового преследования. «Оффшорная амнистия, в первую очередь, направлена на тех, кто связывает свою дальнейшую жизнь и жизнь своих детей с Россией, так что любые претензии со стороны государства из-за экономической оптимизации могут быть для этих бизнесменов нежелательны. Оговорка Дмитрия Медведева выглядит не очень оптимистично, особенно, когда не понятно, к кому в конечном итоге она может быть применима. Таким образом, большинство инвесторов могут просто не захотеть терять часть своих средств и, что самое важное, будущих доходов из-за перевода активов под российскую юрисдикцию. Сложно оценить объем средств, которые поступят в экономику, но в любом случае, считаем, что речь не будет идти о каких-то астрономических цифрах».

Аналитик также напомнил, что о деоффшоризации речь ведется уже очень давно, а интерес к ней выказали только наиболее крупные компании, для которых такая оптимизация просто была чревата претензиями со стороны государства. По словам Антона Сороко, для эффективной реализации данной программы нужны скоординированные меры на всех уровнях власти, и на региональном в том числе.

Генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов также не выразил большого оптимизма в связи с предстоящей амнистией. «Законопроект предполагает, что декларированию подлежит имущество, появившееся в результате „деяний, совершенных до 01.01.14“. И ничто не мешает правоохранительным органам заняться теми, кто задекларировал значительное имущество, уже в „отношении деяний“, совершенных в 2014-м и последующих годах. Заманчивое предложение не платить вообще ничего (в том числе и саму сумму налога по декларируемому имуществу) вполне может оказаться смертельно опасной приманкой. Тем более, что декларант освобождается от ответственности только за те действия, которые связаны с приобретением декларируемого имущества. По-моему, понимать это следует так — если некто, положим, брал взятки, часть истратил на приобретение домика в Испании, часть — на хорошую машину, а часть — просто проел, то ответственности по этой последней части избежать не удастся. Думаю, тем, кто все же решится что-то задекларировать, следует быть готовыми к тому, что их жизнь и способы заработка станут весьма интересны следственным органам», — пояснил ИА REGNUM экономист.

Он добавил, что экономические преступления зачастую характеризуются сложными схемами взаимодействия различных юридических и физических лиц, запутанными цепочками движения денежных средств и других активов, массой номинальных собственников и руководителей. «И любой потенциальный декларант, подавая декларацию, в общем-то все же сознается в том, что имущество он нажил не совсем честным путем. А это значит, что его противоправные деяния могли быть направлены не только на получение декларируемого имущества», — уточнил Максим Гладких-Родионов.

Он назвал «некорректным» строить предположения о том, сколько денег вернется в Россию. «Если судить по словам Дмитрия Медведева, то может сложиться впечатление, что предприниматели просто мечтают инвестировать в России, и лишь неясности с источником происхождения средств мешают им это делать. Но факты говорят об обратном — отток капитала год за годом отнюдь не уменьшается. И дело здесь, уверен, в деловом климате, существующем в нашей стране. Для того, чтобы амнистия привела к удовлетворительному результату, она должна быть лишь частью целого комплекса мер, направленных на создание комфортной для предпринимательства среды. В противном случае ожидать ощутимого эффекта вряд ли стоит. Деньги привести сюда можно, но в каких условиях эти деньги будут дальше здесь работать — вот главный вопрос», — заключил эксперт.

Напомним, что правительство РФ одобрило проект федерального закона о добровольном декларировании физическими лицами своего имущества и счетов в банках, который ляжет в законодательную основу инициированной президентом амнистии капиталов. Закон должен быть принят до 1 июня.