В Башкирии в новых социально-экономических условиях продолжается поиск неординарных решений, способных обеспечить инновационное развитие региона и совершить «республиканский прорыв». Как заявили ИА REGNUM в Общественной палате (ОП) республики, выход из кризисной ситуации возможен только на принципах трёхстороннего партнёрства государства, бизнеса и гражданского общества.

«В 2014 году Башкирия вместе со всей Россией столкнулась с целым рядом системных вызовов, — отметил 4 марта председатель ОП РБ Рамиль Бигнов в докладе „О состоянии гражданского общества в Республике Башкортостан 2014: стратегия республиканского прорыва“. — Введение режима антироссийских санкций, девальвация рубля и экономический кризис ставят под угрозу жизненные интересы миллионов граждан».

По мнению Бигнова, в полной мере жители республики ощутили на себе воздействие социально-экономического кризиса уже в декабре 2014 года. «Прежде всего, это выразилось в обеспокоенности граждан проблемой безработицы, особенно сильно положение на рынке труда влияет на граждан, проживающих в сельской местности и нестоличных городах республики, — подчеркивается в докладе. — Весьма болезненно сказалась реформа здравоохранения, беспокоят также отсутствие возможностей приобретения жилья, пьянство, работа транспорта и плохие дороги, состояние жилищно-коммунальной сферы, бездействие и нежелание работать местных властей».

Общественная палата с тревогой отмечает, что в регионе формируется классическая модель «общества одной трети». В рамках данной модели 2/3 населения составляют малоимущие граждане, тогда как богатые и средний класс только 1/3.

Согласно данным, полученным в 2014 году, в деятельности организаций гражданского общества различных форм принимают участие 30,5% опрошенных. Серьёзным препятствием на пути вовлечения граждан в работу общественных объединений является наличие «информационного барьера».

"С одной стороны говорим, что республика тратит из бюджета почти миллиард рублей на поддержку СМИ, с другой, эффективность их работы по информированию населения, под большим сомнением, — констатировал председатель ОП. — В связи с этим мы предлагаем всем заинтересованным общественным объединениям и некоммерческим организациям выработать и принять совместную Концепцию гражданской информационной политики в регионе по аналогии с существующей «государственной информационной политикой».

Пакет антикризисных мер, принятых правительством республики, напрямую связан с развитием малого и среднего предпринимательства. «По-существу, власть признает, что бизнес является одним из главных ресурсов, способным обеспечить столь необходимый региону экономический рост, — отметил Бигнов. — Вместе с тем, мы первые в Приволжском округе по количеству жалоб по нарушениям прав бизнеса. В результате кризиса количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на восемь тысяч человек. Средний возраст бизнесмена в регионе колеблется в диапазоне от 40 до 50 лет, а молодёжь всё менее охотно пополняет их ряды».

Бизнес-сообществу, как считают в ОП, надо добиваться максимального самоуправления, а институты власти должны способствовать этому. «Самоорганизация граждан для отстаивания своих интересов на примере противостояния строительству завода „Кроношпан“ по переработке древесины в Уфимском районе показала необходимость не формального, а обязательного учёта мнения граждан при размещении крупных объектов, — напомнил Бигнов. — А если это накладывается ещё и на неисполнение самими инициаторами проектов и органами государственной и муниципальных властей действующего законодательства, как это получилось в случае с „Кроношпаном“, протест граждан обеспечен».

К диалогу общества и власти призывал и глава Башкирии Рустэм Хамитов на семинаре для глав администраций муниципальных районов и городских округов Башкирии. Особенно строгие наставления звучали в адрес глав администраций муниципалитетов. В частности, Хамитов призвал не оправдываться кризисом, а научиться слышать людей. «Нужно работать с людьми. Надо, чтобы они в этой ситуации доверяли власти».

«Стилистика управления регионом, предлагаемая Хамитовым, отличается от федеральных управленческих практик, — считает политолог Дмитрий Михайличенко. — Если федеральный центр озадачен конструированием идеологем о величии России и сплочении всех вокруг угрозы извне, то Хамитов как главный идеолог своей региональной субсистемы предлагает более умеренную, я бы даже сказал, социал-демократическую риторику, в центре которой социальная справедливость. Учитывая огромные хищения госимущества прошлого руководства республики, которые, кстати, получают сейчас соответствующий их масштабам федеральный резонанс, можно признать, что запрос на социальную справедливость в Башкирии, действительно, повышенный».

«При этом нельзя не заметить, что нынешний Хамитов гораздо жестче и настойчивее позиционирует себя как руководителя региона, нежели это было несколько лет назад, — продолжает Михайличенко. — Ему удалось стабилизировать кадровое ядро управленческой команды, снизить градус напряженности внутриэлитных противостояний и повысить управляемость системы».

Не помешает выстраиваемому диалогу приверженность части общественности политике бывшего руководителя республики Муртазы Рахимова. Как отмечает доцент УГУЭС Константин Кузьминых, отсутствие преемственности между действующим главой Башкирии и Муртазой Рахимовым сейчас уже в прошлом. «Ситуация стабилизирована при вмешательстве федерального центра, на этот раз, похоже окончательно», — полагает Кузьминых.

С этим согласен и политолог, исполнительный директор евразийского центра «Самрау» Константин Сафронов: «И общество, и власть устраивает фигура Хамитова, поэтому говорить о каком-то барьере между ними, равно как и о саботаже на уровне муниципалитетов или ближайшего окружения главы Башкирии не приходится».