Уже никто не может закрывать глаза на то, что главным итогом «киевского Майдана» стала полная ликвидация социальной сферы Украины. Сейчас, когда прошла-таки еще одна Минская встреча между киевским режимом и посланцами Донецкой и Луганской народных республик (ДНР, ЛНР), когда Киев приступил к заранее не объявлявшимся «веерным» отключениям от энергоснабжения Республики Крым, никому не стоит радужно мечтать о «процветающей» Украине «в семье европейских наций». Дело не только в том, что так и не сложилась «украинская нация», что очевидно доказали и продолжают доказывать крымчане, русские и казаки Новороссии, русины, венгры и другие народы Закарпатья и т.д., и т.п. Граждане Украины шли за своими «вождями революции» разных лет на баррикады ради своих целей, а вожди их туда вели ради своих. И цели чаще всего были противоположными. Непонимание гражданами своих элит и откровенный цинизм последних позволяли им совместно двигаться в одном направлении.

Украинские граждане всегда были склонны к патернализму. В последние же десятилетия их патерналистские наклонности приобрели несколько странную особенность, когда «социалистическое желание» получать от государства всевозможные социальные блага самым удивительным образом совместилось с капиталистическим нежеланием делиться с государством «своим кровно заработанным». При этом интересно то, что постепенное усыхание «социалистических возможностей» украинского государства сопровождалось сохранением «социалистических потребностей» его граждан. Патерналистские настроения масс сохранились, но изменили свой объект устремлений.

По сути, вся так называемая «евроинтеграция» для простого украинского народа стала неосознанным стремлением в СССР с его социальной «халявой», но уже в облике ЕС. Когда украинцы говорят о ЕС, они, сами того не подозревая, имеют в виду канувший в Лету Советский Союз. А вот для правящей украинской элиты уход от наследия «социалистических потребностей» народных масс стал задачей №1. Для вождей «украинства» переход на европейские западные стандарты означает полный отказ от государственного патернализма и его социальных, социалистических рудиментов прошлого. Все годы «нэзалэжности» правящая украинская элита строила страну, в которой государство — это инструмент экспроприации народных масс в пользу власть имущих элит. Конечной фазой этого «дэржавотворэння» должна стать ситуация, когда государство избавится от всех своих социальных обязательств перед народом, окончательно превратившись в аппарат «отжимания» денег у бесправной народной массы, брошенной на произвол судьбы.

Плюс еще начиная с 1992 г. в массовое сознание усиленно впихивались сомнительные идейки типа — «мы лучше кацапов» (т.е. русских) и «Россия обязана нам ж…пы лизать и нас содержать». Под стать этим идейкам и был выдуман «геноцид украинского народа» — голодомор, хотя украинские вожди лучше, чем кто-либо, знали и знают, что голод в СССР в 1920-30 гг. был повсеместным, а сильнее всего прошелся именно по российскому Поволжью, а не УССР — учитывая, как много раз правили СССР уроженцы именно Украины, тут впору говорить об «умышленном голодоморе» для россиян, устроенном «украинцами», а не наоборот…

На самом Западе два эти противоположные устремления совмещаются благодаря активной экспроприации США и Европой незападных народов (за счет которых либеральный капитализм кидает социальную кость простым гражданам), а сейчас — и попыткой рисовать «всемирным злом» Россию. Так сказать, «перенимание украинского опыта». Больше никакого сходства между Западом и Украиной нет — у Киева не было и нет ресурсов грабить кого-то или воровать у кого-то, кроме собственных граждан и… России. В том числе в виде несанкционированных отборов газа, неуплаты за поставки газа и т.д. Но сейчас и в той части республики, которую еще можно именовать Украиной (за «вычетом» Крыма, ДНР и ЛНР), — не просто кризис, а социальный дефолт.

То есть всякий прозападный, проевропейский «Майдан», и это уже касается не только остатков Украины, обречен нести народным массам лишь одни разочарования. «Майдан» никогда не даст украинскому народу то, ради чего он на этот «Майдан» вышел. Более того, при помощи «майданов» у него в конечном итоге заберут последние социальные крохи, которые еще остались со времен СССР.

Недавно, как отмечали СМИ на Украине, в открытые источники попало «Доручення» премьер-министра Арсения Яценюка под номером 44762/0/1-14 от 04.12.2014. относительно необходимых изменений в законодательных актах Украины. Видимо, документ настолько шокировал даже рядовых чиновников украинского правительства, что они от переизбытка распирающих их эмоций решили поделиться «благой вестью» Яценюка с простыми гражданами страны. Данное «Доручення» имеет смысл предельно внимательно изучить всем тем, кто стоял на «Майдане» или кто является его принципиальным сторонником. Ведь для простых граждан изложенные в нем планы — прямой результат победы «Майдана».

Начинается эта официальная бумага очень приятно — с намерения сократить депутатский корпус Верховной рады с 450 до 150 человек, что позволит бюджету сэкономить 424 млн гривен. А вот дальше идут вещи весьма малоприятные для «пересичного» украинца. В Конституции Украины вместе с сокращением народных избранников предлагается сократить срок обязательного обучения в школе с 11 лет до 9 и отменить бесплатное образование. Поздравляем тех студентов, которые так пламенно протестовали за все хорошее на «Евромайдане».

Украине, чтобы избежать дефолта, о котором уже открыто говорит министр-варяг из Литвы Абромавичус, не хватает $10 млрд. Кроме этого, Кабмин Украины планирует отменить бесплатное медицинское обслуживание. При этом премьер-министр предлагает убрать законодательные нормы, запрещающие государству сокращать образовательные и медицинские учреждения. То есть вузы, поликлиники и больницы будут полностью платными, и их станет гораздо меньше. С этим стоит поздравить не только тех, кто хочет учиться и лечиться, но также преподавателей и врачей.

Глубокое «реформирование» в виде сокращений и отмены коснется целого ряда социальных программ, рассчитанных на все слои населения. Планируется отменить повышенный радиоэкологический контроль (4-ю зону) и пересмотреть границы зон радиационного заражения (экономия 902 млн гривен). Это значит, что радиологическую ситуацию никто контролировать не будет, а многие зоны радиационного заражения перестанут официально таковыми являться. Благодаря этому правительство «усовершенствует нормы» выплат компенсаций и предоставления льгот гражданам — жертвам Чернобыльской катастрофы. Иными словами, очень многие граждане эти компенсации и льготы потеряют, «чернобыльская лавочка» закрывается. Всех пострадавших от радиации просят больше не беспокоиться. Яценюк на этом сэкономит около 41 590 млн гривен.

Кроме этого, в премьерском поручении говорится о том, что во время лечения в условиях стационара государство больше не будет бесплатно кормить пациентов (экономия 956 млн гривен). В данном случае либо родственники будут носить оказавшимся в больнице «пайки», либо заболевшие будут платить за питание. Вместе с бесплатным образованием студенты, а также школьники и учителя потеряют и бесплатный проезд. Не будет бесплатного проезда в общественном транспорте и пенсионерам.

Особое внимание украинское правительство уделило учителям. По его мнению, они не дорабатывают, получая свои огромные зарплаты. Поэтому педагогическую нагрузку им собираются увеличить до 22 часов в неделю (но это не предел, так как в США педагогическая нагрузка учителей — 30,5 часа), экономия 853,5 млн гривен. В целом же из Закона Украины «Об образовании» будет изъята норма об обязательном бюджетном финансировании этой отрасли на уровне 10% национального дохода. То же самое коснется финансирования науки (с ее обязательными 1,7% ВВП) и здравоохранения (с его 10% национального дохода). На Украине про образование, науку и здравоохранение придется забыть. Этого хотят вожди «Майдана», а значит, и сам «Майдан».

Кроме того, будет повышен порог индексации, сокращены на 50% денежные вознаграждения спортсменам и тренерам, ужат объем бюджетной финансовой поддержки предприятий, отменены государственные целевые программы, остановлено государственное регулирование цен на лекарства для гипертоников, сокращено количество работников бюджетной сферы и т.д.

Победа «западного образа жизни»? Да. Но за счет… геноцида народов Украины, никоим образом не готовых (да и не на что — Западу не нужны украинские предприятия «в работающем состоянии», свою перепроизведенную продукцию некуда сбывать) к тому, что их голодом заморит уже собственное правительство. Напомним — одобренное, как и президент Порошенко, именно властями США.

Так что сейчас в Киеве и далее — выбор между дефолтом и «шоковой терапией», но только для населения — не олигархов и «западников». В сфере пенсионного обеспечения планируется повышение пенсионного возраста (для женщин на 10 лет, для мужчин на 5) и страхового стажа (на 7 лет), необходимого для начисления пенсии лицам, имеющим льготную пенсию или пенсию по выслуге лет (экономия 531,8 млн гривен). Привет госслужащим и военнослужащим — им точно гнить придется! Также планируется существенно урезать траты Фонда социального страхования. Например, сократить размер помощи в связи с временной нетрудоспособностью с 100-60% до 80-45%. Одиноким матерям планируется предоставлять помощь на детей с учетом их доходов. Кроме этого, предлагается отменить увеличение обеспечения прожиточного минимума, который дает право на помощь малообеспеченным семьям (экономия 786 млн гривен).

После «реформ» Яценюка особо надо поздравлять с «европеизацией» военнослужащих и правоохранителей. В скором времени, в случае их гибели, пенсии их семьям будут выплачиваться только в том случае, если они погибли, «защищая Родину». Иначе говоря, если военнослужащий или правоохранитель погибли не в зоне «АТО», пенсия их семьям выплачиваться не будет (экономия 893,3 млн гривен). Кроме того, Национальную гвардию планируется сократить на 20 тысяч человек, а милицию ужать до пропорции 300 милиционеров на 100 тысяч населения, что в целом уменьшит МВД с 245 тыс. сотрудников до 135 тыс. (экономия 1996,6 млн гривен). При этом увольнять украинских милиционеров планируют с ограничением выходного пособия на уровне 50 минимальных зарплат (экономия 60 млн гривен за 8 мес.). А выходное пособие для прокуроров вообще упраздняется (экономия 224 тыс. гривен). Также упраздняется денежная компенсация военнослужащим за съем жилых помещений (если они не обеспечены жильем), а также право на получение кредитов для приобретения жилья и погашения кредита и процентов за счет госбюджета (экономия 7029 млн гривен). Прокуроров должно остаться на Украине в пропорции 20 прокуроров на 100 тыс. граждан, что позволит сократить прокуратуру с 14 580 человек до 9 060 (экономия 361,3 млн гривен за 8 мес.). В целом ликвидация социальной сферы и предельное уменьшение числа бюджетников позволит Яценюку сэкономить около 27,1 млрд гривен, а также увеличит доходную часть бюджета на 0,9 млрд гривен.

Подобные «реформы», которые планирует осуществить полуиностранная команда постмайданных «реформаторов», не являются чем-то из ряда вон выходящим. Их уже проводил не раз в странах «третьего мира» пресловутый МВФ, указания которого теперь четко будет выполнять правительство Яценюка. Как недавно заявила новоназначенная министр финансов, американка Яресько, наполнять бюджет Украины она планирует кредитами МВФ, а чтобы получить эти кредиты, необходимо ликвидировать всю социальную сферу государства.

Украина не входит в пресловутый «золотой миллиард», а поэтому ее государство не имеет права реализовывать масштабные социальные программы. Страны «третьего мира» такой роскоши лишены. При этом необходимо помнить, что перечень стран, которые оказались в состоянии финансово-экономического коллапса и социальной катастрофы после проведения либеральных реформ по программам МВФ, достаточно длинный. Для того чтобы обобщить результаты международной деятельности МВФ, необходимо обратиться к выводам Брайана Джонсона, соавтора ежегодного «Индекса экономической свободы» (Index of Economic Freedom), который констатировал, что стратегические программы реформ, созданные МВФ для незападных стран, полностью провалились. Исследование, осуществленное им и Бреттом Шефером в 1997 г. для Фонда «Наследие» (Heritage Foundation), показало, что в период с 1965 по 1995 год МВФ пытался «спасти» 89 стран. Сегодня 48 из них находятся не в лучшей социально-экономической ситуации, чем до того, как получили деньги МВФ, а 32 из них стали еще беднее, оказавшись в экономическом коллапсе. Что-то подобное ждет и остатки бывшей УССР…

К чему это приведет? Первый ответ — к буйному расцвету криминализации повседневной жизни на Украине. Уже сейчас уровень преступности вырос настолько, что даже официальные лица (Станислав Речинский, советник главы МВД Украины) признают, что после «Майдана» преступность в стране возросла на 40-50%. Эксперты МВД уже открыто говорят, что такого уровня уголовного беспредела не было даже в лихие 90-е годы. Происходящее нельзя отнести к явлению необъяснимому и экстраординарному. Любые государственно-социальные ломки, а тем более насильственные свержения власти своим первым последствием имеют рост уголовной преступности. Сегодняшняя Украина опять столкнулась с позабытыми (или довольно редкими за последние 10 лет) видами преступлений вроде бандитизма. Есть и такие преступления, ставшие повседневными, на которые почти не реагируют как на преступления — незаконное хранение оружие, захват зданий, вымогательство, угрозы и т.п. Огромных масштабов (более 9 тысяч зафиксированных случаев) достигли автоугоны. В селах местные и залетные «робин гуды» не только активно «отжимают» фермерские хозяйства, но и не гнушаются банальной кражей средь бела дня домашнего скота и птицы.

Фиксируемые факты постреволюционной коррупции (особенно в области военных поставок) с участием «революционных героев» свидетельствуют о неизбежности тотального разочарования. Как восклицал герой популярного фильма: «Воруют все!» Официальные цифры внушительны. Если в 2013 году за январь — октябрь было совершено 634 уголовных правонарушения с применением огнестрельного оружия, то в 2014 году — 2 219.

Организованная преступность становится более дерзкой, окончательно слившись в крупные города, освобождая провинцию для «бытовухи» и местного бандитского самиздата. В МВД признают, что одним из центров беспредела сегодня стал Киев. При этом список преступлений в зоне «АТО» безоговорочно огромен. В январе — октябре 2014 г. в столице обокрали 3 740 квартир. Лидером стал Деснянский район, а в Днепровском районе чаще всего совершали ограбления.

Ошеломляющие преступления происходят в таких доселе тихих регионах, как, например, Сумская и Полтавская области. На Полтавщине за полгода совершено три резонансных преступления — убит мэр Кременчуга Олег Бабаев, на полмиллиона гривен ограблена львовская группа Dzidzio, с помощью гранатомета и автоматов совершено нападение на инкассаторский броневик, нападающие убили 4 инкассаторов. Сегодня известна некая сравнительная криминальная карта Украины (якобы располагавшаяся на сайте Генпрокуратуры), согласно которой за первую половину 2014 г. по сравнению со спокойным 2011 г. количество преступлений в Львовской области (28 184) выросло в 35 раз, в Черкасской (12 767) — в 24 раза, в Днепропетровской (57 596) — в 25 раз, в Одесской области (35 791) — в 33 раза.

Причины происходящего налицо. Из-за «Майдана» уйма профессиональных правоохранителей просто покинула службу. Тут еще и «народные люстрации» так называемые — людям надоело, и многие покинули даже Украину, а не только ушли с работы. Советник главы МВД Украины Станислав Речинский говорит, что «выживают наиболее непрофессиональные, но хитрые в карьерном смысле люди. А профессионалы уходят, и их сейчас критически мало».

Президент Украинской федерации профессионалов безопасности Сергей Шабовта считает, что нынешняя несостоятельность правоохранительных органов зависит от общего хаоса власти и несогласованности в работе ведомств. Он констатирует: «В то время как глава МВД уделяет столько времени социальным сетям, его подчиненные выступают с глупыми и некомпетентными заявлениями… Для меня это чудовищно».

Серьезной проблемой являются разные «батальоны» и подмена ими правоохранительных функций государственных органов. По мнению киевского аналитика Анатолия Борейко, «члены таких формирований в подавляющем большинстве юридически неграмотны, сами неоднократно пребывали в конфликте с законом, принимают решения на месте не на основании действующего законодательства, а повинуясь зачастую эмоциям и собственному представлению о справедливости».

Вторая причина роста количества преступлений — массовое хищение огнестрельного и легкого стрелкового вооружения с военных складов, а также областных управлений МВД и СБУ. По приблизительным данным, на руках (даже после легализации различных отрядов самообороны) на сегодняшний день находится около 10-12 тысяч единиц огнестрельного оружия. Примечательно, что преступлений с применением холодного оружия стало меньше, чем с огнестрелом. Поток оружия пошел из «зоны АТО», остановить этот поток, по признанию органов, — чрезвычайно тяжело. Нелегальная продажа пистолетов, автоматов, гранат стала одним из главных доходов современного уголовного мира Украины. Цена АКСУ на черном рынке колеблется от 13 до 20 тысяч гривен.

Среди причин усиления криминала можно считать и высокий рост агрессивности общества в целом, где большинство считает себя «борцами со злом». Это порождает неоднозначность мотивов преступлений. Профессор Академии адвокатуры Украины Виктор Бояров прогнозирует «рост преступлений на почве ненависти, по цвету кожи, языку, социальным группам и так далее. В итоге все заканчивается убийствами, массовыми беспорядками и даже геноцидом». Социальная напряженность и стремительное обнищание общества также станут дровами в разгорающемся костре украинской преступности.

Известный киевский тележурналист, полковник МВД Константин Стогний среди причин разгула уголовщины называет «освобождение от ответственности людей, совершавших и совершающих открытые противоправные действия», а также «революционную амнистию», после которой на свободе оказались не только «пострадавшие революционеры, но в большей части уголовные осужденные, включая рецидивистов. Часть из них задействована в АТО, часть уже давно „радуется свободе“ на большой дороге».

Нельзя забывать и о невероятной гибкости уголовного мира, всегда эффектно и результативно реагирующего на любые изменения. Вхождение Крыма в состав РФ, война и заметная жесткая политика повстанцев ДНР и ЛНР в отношении преступников (вплоть до расстрелов) вынудили местный криминалитет (значительную его часть) мигрировать в более спокойные регионы Центральной и Западной Украины. Особенно это заметно в отношении наркоторговцев, явно переместившихся западнее. Ожидается, что этот сдвиг повлечет за собой не только рост наркомании, но и рост сопутствующих видов преступлений, совершаемых наркоманами, — кражи, грабежи, хулиганство.

Хаос уголовщины уже плотно накрывает Украину. При этом все те же ветераны МВД уверяют, что настоящий всплеск преступности еще впереди. Сложилась ситуация, когда любое преступление можно завуалировать политической необходимостью и «патриотической заботой о государстве». Никаких радужных перспектив нет, есть лишь совет — будьте бдительны и осторожны. Тем более что ситуация в Виннице, Харькове, Одессе, как и во время «Майдана» в Киеве, показывает — правоохранителей «можно бить и убивать» безнаказанно. А ведь, если верить «революционным приметам», в Киеве назревают уже третий-четвертый «Майданы», в городах сплошной энергетический и социальный кризисы.

Арсен Левонян, Симферополь, специально для ИА REGNUM