В Башкирии родители учащихся села Садовый Миякинского района обратились в Собор русских Башкирии (СРБ) с просьбой помочь сохранить единственную в округе «русскоязычную» среднюю общеобразовательную школу. Как сообщили ИА REGNUM в СРБ, проблема будет рассмотрена в ближайшее время.

«С 1 сентября 2015 года нашу среднюю школу хотят присоединить к основной школе села Миякитамак, а в нашем селе хотят оставить только начальную школу, — встревожены родители школьников из села Садовый Миякинского района Башкирии. — На родительских собраниях нам неоднократно говорили о том, что наша школа аккредитована как одиннадцатилетняя до 2024 года, а школа села Миякитамак девятилетняя: получается, что нашим детям через несколько лет опять придется менять школу».

Ситуацию осложняет языковой вопрос. «Школа села Каран-Кункас, где в случае закрытия нашей школы предстоит учиться детям в 10 и 11 классах, — „башкирская“. Школа в „Миякитамаке“, где детям надо будет учиться в 5-9 классах, — „татарская“. А наша школа всегда была „русской“ с многонациональным составом (башкиры, татары, русские, чуваши, узбеки и другие), — подчеркивают родители. — Несправедливо, что в нашей зоне оставляют две башкирские школы (Ильчигулово и Каран-Кункас) и одну татарскую (Миякитамак), а единственную русскую школу закрывают».

Родители указывают на неплохое оснащение школы (имеется компьютерный кабинет, две интерактивные доски, графопроектор), наличие в селе единственной в районе сельской модельной библиотеки, участие школьников, среди которых есть «призеры районного и республиканского уровня», в телевизионных проектах, а также во всех спортивных мероприятиях.

Аналогичное письмо было отправлено в адрес главы Миякинского района и в районный отдел образования. Среди подписавшихся под обращением (собрано более 200 подписей) — четверо родителей детей-инвалидов. «Учиться нашим детям на башкирском или татарском языке будет очень сложно, даже нереально», — утверждают родители «проблемных детей».

«Ответ на данное обращение был дан своевременно, — рассказали ИА REGNUM в администрации района. — В нем были приведены объективные данные о сегодняшнем количестве учащихся, а также достаточно оптимистический прогноз о количестве учащихся в последующие годы». Полученный ответ родителей не успокоил.

Опрошенные ИА REGNUM эксперты подчеркивают всю сложность и неоднозначность проблемы. «Безусловно, региональные власти должны предпринять все усилия, чтобы сельские школы не закрывались, ведь благодаря им теплится жизнь в маленьких населенных пунктах, и закрытие школы зачастую влечет за собой гибель села или деревни — напоминает политолог Ильдар Габдрафиков. — Нужно отметить, что это проблема не только республики, но и всей страны».

В то же время, считает политолог, встает проблема качества образования. «Содержание малокомплектных школ — это не только дорого, но в них, как правило, и качество образования ниже, чем в относительно хорошо укомплектованных учительскими кадрами школах, — полагает Гадбрафиков. — Поэтому к каждому случаю надо подходить индивидуально, учитывая все факторы, в том числе и доставку детей в школу и обратно на хорошем уровне».

По мнению родительской общественности, поднятая проблема показывает восстребованность полноценного преподавания русского языка для школьников всех национальностей. «В этой части района людям нужна именно эта русскоязычная школа со своими традициями и сложившимся педсоставом, — уверена активист родительского движения Галина Лучкина. — Думаю, что это именно тот случай, о котором говорил глава республики Рустэм Хамитов, утверждая, что ни одна школа не будет закрыта без согласия на то сельчан».

Представитель башкирской общественности (по уверениям которой в республике закрываются только башкирские школы) Азамат Галин заявил о вненациональном характере проблемы: «План оптимизации, согласно которому закрываются сельские школы, касается всех школ, башкирских, татарских и русских, в методиках плана национальный вопрос не предусмотрен».

Сегодня общественный деятель поддерживает и идею объединения всех национальных движений в деле сохранения сельских школ и предлагает общественности требовать точного соблюдения всех методик и процедур: «Необходимо отслеживать, насколько точно выполнялся каждый пункт методики, а также обратить пристальное внимание на нецелевое расходование выделенных на образование средств, так как нецелевые расходы в сфере образования, по некоторым данным, приближаются к 10 млрд рублей».

В СРБ ситуацию прокомментировали кратко: «Проблема есть, проблема значительна, председатель исполкома СРБ Виктор Пчелинцев в скором времени выезжает в Миякинский район, чтобы ознакомиться с ситуацией на месте», — отметил председатель комитета по культуре и языковой политике Виктор Афанасьев.

В 2013 году республике действовало 1186 сельских школ, в них обучалось 180,2 тыс. человек (для сравнения, в 401 городской школе обучалось 249,4 тыс. человек). В течение учебного 2012-2013 года ликвидировано 147 школ, количество 25тыс. 343 класс-комплектов снизилось до 23 тыс. 603. Решение о закрытии учебного заведения принимает районная администрация. Такие решения, как пояснили в министерстве образования Башкирии, должны быть согласованы с местными жителями. Представители министерства рекомендуют сельчанам при нарушении процедуры обращаться в правоохранительные органы.