Значительно возросший после упрощения визового режима между Россией и Монголией поток туристов и бизнесменов на пунктах пропуска привёл к появлению больших очередей на границе. Частично проблема эта обусловлена объективными факторами, а частично — появлением нового полукриминального бизнеса, распространившегося на монгольской стороне границы.

Проблему очередей на границе обсуждали на днях в Народном хурале Бурятии, куда поступают жалобы на работу контрольно-пропускного пункта в Кяхте. После упрощения визового режима между Россией и Монголией (теперь для поездки в соседнюю страну сроком до 30 дней гражданам нет необходимости получать визу) пассажиропоток здесь превышает действующую пропускную способность в три раза. В день МАПП проходят в среднем 2,8 тыс. человек, в то время как он рассчитан на 1 тысячу.

Замедляет время прохождения границы реверсивный поток движения, который не позволяет одновременно оформлять автомобили на въезд и выезд. Однако не только в объективных факторах проблема, говорят пограничники.

«Пункт пропуска — это как два сообщающихся сосуда: сколько въехало, столько и выехало», — сказал бурятским депутатам первый заместитель начальника пограничного управления ФСБ России по Бурятии полковник Сергей Сундуков. Однако, сообщает UlanMedia, если со стороны России очередь составляет 15-20 машин, то со стороны Монголии — 200. Стало очевидно, тем более после жалоб граждан, что очередь на монгольской стороне создаётся искусственно.

«Очередь создаётся искусственно. Жители монгольского приграничного посёлка Алтан-Булаг вклиниваются в очередь, не дают ей двигаться, а потом продают свои места. Здесь замешаны криминальные структуры», — цитирует «Информ Полис online» Сундукова.

По некоторым данным, за «вклинивание» в очередь предприимчивые монголы требуют от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей. Однако даже оплата не гарантирует скорого прохождения границы — иногда прохождение формальностей достигает 40 часов, утверждает «Новая Бурятия». «Не надо быть наивным, надеясь, встав в край километровой очереди, на то, что очередь продвинется. Машин, которые просто создают очередь, у монголов хватает», — цитирует издание своего читателя.

«Отстоял в очереди с монгольской стороны с 17:30 до настоящего момента (9:40 следующего дня — прим. ИА REGNUM). Было где-то 40 машин впереди меня и ещё позади столько же. Купил место в очереди посередине, — рассказывает в социальных сетях один из автовладельцев. — А так бы, как другие, по двое суток стоял бы. Все в машинах живут. Редкая ругань и крики по поводу врезки отдельных в очередь. И наконец подошла очередь заезда, а россиян придерживают, или так кажется. Людей жалко. Всех. Что приходится переживать им, чтобы пересечь границу в МАПП „Кяхта“».

Снизит напряжённость на границе, считают специалисты, реконструкция пункта пропуска. В рамках модернизации предусмотрено строительство нового здания вокзала для устранения реверсивного движения на пассажирском направлении, здания для эксплуатации и размещения мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, дополнительных павильонов таможенного контроля. Реконструкция предусматривает обустройство четырех новых полос движения транспорта и расширение двух существующих полос движения на грузовом направлении. Работы ведутся с 2012 года и должны были завершиться в этом году, однако, говорит начальник Бурятской таможни Виктор Томин, «сегодня работы стоят, подрядчик не выполняет обязательства, Росграница ставит вопрос о расторжении договора».

Однако даже такая масштабная реконструкция позволит повысить пропускную способность лишь на 5%, что, видимо, проблему не снимет. Выходом из создавшейся ситуации на границе может стать железнодорожный транспорт, который в настоящее время задействована лишь на 20%. Депутаты предложили направить инициативу о пуске дополнительной электрички в Росграницу. «Пуск поезда между Бурятией и Монголией — это резерв, который поможет ликвидировать пробки на МАПП „Кяхта“», — считает начальник пограничного управления ФСБ по Бурятии Валерий Резниченко.