Севастопольские ученые предлагают разводить рыбу в садках по турецким технологиям
Турция, 19 ноября, 2014, 10:17 — ИА Регнум. Сотрудники Института биологии южных морей предлагают использовать опыт Турции по круглогодичному выращиванию черноморской рыбы. Все увиденное биологами у берегов Турции можно воплотить и в Крыму — заявил корреспонденту ИА REGNUM заместитель директора по научной работе ИнБЮМ, кандидат биологических наук Александр Болтачев.
Он рассказал, что побывал в турецком порту Трабзон, где познакомился с биотехнологией выращивания рыбы в больших промысловых садках в открытом море: «В Трабзоне, в Институте рыбного хозяйства, мне и моим коллегам дали возможность посмотреть ферму. Морской рыбоводный садок — это такое пластмассовое кольцо большого диаметра, которое служит как бы поплавком. Он затянут огромной сетью, метров на 10 в глубину. Сверху также сетью закрыто, чтобы птицы не клевали рыбу и она не выскакивала. Все это устанавливается на тросах в море: там очень хитрая система — якоря, оттяжки, чтобы не было рывков, они выдерживали шторм. Есть группы по 12-20 таких садков довольно больших, в каждом из которых выращивают за год 7-9 тонн рыбы. Они выставляются в море на расстоянии километра 1,5. В них помещается рыба. По мере ее роста, ячея сетей садка увеличивается, чтобы больше проток воды был. Маленькая рыба — мелкая ячея, для более крупной — крупная».
Ученый отметил, что отечественный опыт промышленного разведения морской рыбы небогатый. «У нас в институте очень хорошо отработаны биотехнологии разведения микроводорослей, получения различных биологически-активных веществ, разведения моллюсков (устрицы, мидии ). А вот в отношении рыбы мы занимались в основном камбалой калкан: хорошо разработана биотехнология получения жизнестойкой молоди, производство живых кормов и т.д. А вот насчет остальных видов рыб мы, в общем-то, ими не занимались. В последние несколько месяцев большое количество обращений и предложений было к нам, с просьбой помочь разводить рыбу возле прибрежной зоны Крыма. И меня очень интересовал этот вопрос. Потому что некоторые виды нам известны, какие можно разводить, были и пилотные установки по разведению у нас кефали. А вот чисто морских — маловато было. Да, около берегов России разводили радужную форель, (кстати, и у нас был один садок с радужной форелью), но все это было в небольшом количестве, почти кустарно. На промышленной основе марекультуры по разведению именно рыб не было, ни у нас, ни в России» — подчеркнул специалист.
По словам Болтачева, существует предварительная договоренность с турецкими учеными о взаимных контактах: «Сейчас есть возможность закупить оборудование, а потом определиться с кормами. Ведь турки тоже технологию по изготовлению градуированных кормов для рыбы у норвежцев купили. То есть это можно на широкую ногу поставить. Самое главное, что у нас условия среды около южного берега Крыма примерно такие же, как в Трабзоне. Все рыбы, которые они разводят, можно разводить и у нас (камбала калкан, черноморский лосось, радужная форель, морской карась, три вида осетровых), можно и кефаль добавить. Биотехнология отработана, просто мы никак не могли запустить этот процесс».
Ученый уверен, что турецкая сторона готова к сотрудничеству: из-за международных санкций они терпят колоссальные убытки. «Почему бы нам не заключить договор о взаимном сотрудничестве с Трабзоном, и стать городами-побратимами?» — предложил Болтачев.
На днях он выступил в правительстве Севастополя на заседании рабочей группы по вопросам развития морехозяйственного комплекса.