Таджикское кино переживает второе рождение. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил редактор киностудии «Таджикфильм» Джамшед Рахматов.

Он разделил историю развития индустрии на несколько этапов: первый этап становления таджикского кино совпал с образованием таджикской республики. Тогда в частном порядке начали сниматься короткометражные документальные сюжеты. Второй этап — этап зарождения профессионального кино, когда начали производиться звуковые фильмы. Среди выдающихся кинолент той эпохи картины Комила Ёрматова, которого считают основоположником таджикского и узбекского кино. Третий этап — это годы Великой Отечественной войны, когда таджикские кинематографисты приняли у себя эвакуированную из Москвы студию «Союздетфильм». Здесь в годы войны работали режиссеры Юткевич, Кулешов, Протазанов, Пронин, Разумный и многие другие московские мастера кино. На базе киностудии «Таджикфильм» были сняты кинофильмы «Клятва Тимура», «Лермонтов», «Похождения бравого солдата Швейка». А таджикские кинодокументалисты, в свою очередь, выезжали на линию фронта и снимали фильмы о воинах-таджикистанцах. Четвертый этап совпал с послевоенным периодом, когда таджикское кино стало известно не только в Советском Союзе, но и за рубежом. На этот период приходятся такие картины, как «Я встретил девушку» и «Судьба поэта», последняя была награждена главным призом «Золотой орел» на кинофестивале в Каире. Пятый этап — золотая эпоха таджикского кино, которая пришлась на 70-80-е годы. Именно тогда появились масштабные фильмы: трилогия по поэме Абулкосима Фирдоуси «Шахнаме» — «Сказание о Рустаме», «Рустам и Сухроб», «Поэма о Сиявуше».

Рахматов считает, что «за последние годы правительство Таджикистана уделяет достаточного внимания развитию кино, и такая поддержка дает свои плоды». «Не хватает хороших сценариев, хромает профессионализм актеров и, как всегда, мало денег, но все это второстепенно перед тем фактом, что таджикское кино выжило и постепенно развивается», — заявил редактор киностудии «Таджикфильм».