Неоднозначная история, связанная с недавним визитом в Ереван руководителя РИА (ныне - МИА) Новости, известного телеведущего Дмитрия Киселева, получила свое продолжение.

Напомним, что Киселев, посетив Национальное собрание Армении, сказал там в числе прочего, что пора бы сделать русский язык в республике вторым государственным, поскольку нельзя одновременно состоять в геополитическом и экономическом союзе с Россией, и одновременно культивировать иные ментальные ориентиры. Армянские чиновники своего недовольства не скрывали. Их комментарии в целом сводились к тому, что Киселев, будучи журналистом, может высказывать любые мнения, однако это ничего не значит. Некоторые активисты и руководители прозападных НПО пошли еще дальше, предложив запретить руководителю российского МИА посещать парламент Армении, а то и вообще сделать его персоной нон-грата. Впрочем, очень скоро стало понятно, что слова Киселева - не оговорка и не только личное мнение. Об этом, впрочем, можно было догадаться изначально: руководитель ведущего государственного информагентства никак не может говорить исключительно то, что лично ему угодно, поскольку выступает не только в ипостаси журналиста, но и видного деятеля официальной информационно-идеологической сферы.

Реакция армянской стороны удостоилась весьма жесткого ответа. На сайте МИА Новости была опубликована статья под многозначительным заголовком "Куда плывет армянский ковчег", из которой следует, что "ковчег" плывет не совсем в том направлении, в котором следовало бы. Суть публикации в том, что, поскольку Ереван находится в процессе вступления в евразийские интеграционные проекты, можно ожидать, что Вашингтон попытается этому помешать, и "одной из целей после Украины, скорее всего, будет Армения", о чем, в частности, свидетельствует и возросшая в последнее время активность американского и польского послов в Ереване, которые настоятельно советуют трансформировать возможный референдум по вопросу о конституционных изменениях в "общенациональный митинг недоверия властям". При этом, правда, вольно или невольно упускается из виду одно важное обстоятельство: в настоящее время ведущей оппозиционной силой в Армении является самая пророссийская организация - партия "Процветающая Армения" олигарха Гагика Царукяна, за которой явственно просматривается фигура не менее пророссийского деятеля, второго президента республики, ныне - топ-менеджера российской АФК "Система" Роберта Кочаряна.

Также сложно согласиться с утверждениями о том, будто в Армении существуют некие "антироссийские настроения", это - явное, не имеющее под собой серьезных оснований утверждение. Но вот с чем можно согласиться, так это с тем, что "как показал опыт киевского Евромайдана, переворот тем легче организовать, чем слабее идеологическая работа со стороны власти (наряду со все возрастающей коррупцией)". В этом контексте правящая Республиканская партия Армении (РПА), которая, как считает автор публикации, "больше напоминает бизнес-клуб", удостоилась весьма нелицеприятной оценки. Дело в том, что основа партийной идеологии - учение "цегакрон" (нация-религия) видного национального и военного деятеля первой половины прошлого века Гарегина Нжде. "Концепция этноверы сформулирована 100 лет назад. В век информационных технологий и глобализма мир настолько изменился, что тезисы столетней давности уже абсолютно архаичны. Кроме того, идеология Гарегина Нжде, как любой национализм, работает не на объединение, а на противопоставление - в частности, тюркам. Окруженная с двух сторон тюркскими народами страна не может жить в состоянии вечного конфликта, подпитываемого идеями "арийского" превосходства". Это лишает армян таких традиционных преимуществ, как толерантность и гостеприимство, свойственные национальному характеру. Главное, впрочем - это упоминание об активном сотрудничестве Гарегина Нжде в годы Второй Мировой войны с нацистами. "Героизировать его оскорбительно для потомков одной из стран-победительниц во Второй мировой войне", - сказано в публикации. Вывод суров: "очевидно, что РПА сегодня нуждается в разработке качественно новой идеологии, отличной от национализма начала XX века, ориентирующегося на поддержку Запада", что ставит перед страной вопрос о поиске новой основы для своей идентичности. Поэтому в статье содержится совет, используя вероятные конституционные изменения, поставить во главу госполитики идею единства всех наций, проживающих на данной территории и сделать русский язык вторым государственным. "Только вместе нашим народам удавалось выстаивать в самые тяжелые времена. И от того, какой курс выберет Армянский ковчег сегодня, зависит, удастся ли нам и дальше вместе выдержать предстоящие испытания", под которыми имеется в виду попытка Запада реализовать в Ереване украинский сценарий.

Не будем говорить о достаточно наивной системе взглядов и противоречивой деятельности национального романтика Нжде - это предмет отдельного разговора. Важно другое. Совершенно очевидно, что Москву не удовлетворяет царящая в Армении атмосфера. Думается при этом, что указания на оппозицию, ведущую дело к "евромайдану" - просто обязательная фигура речи. Ведь и в России, и в Армении прекрасно известно, что аналогичный киевскому "майдан" здесь невозможен, ибо нет в стране сколько-либо заметных прозападных сил. Другой вопрос, что есть и продолжает нарастать недовольство социально-экономическим положением, коррупцией, чрезмерными налогами, неподъемными штрафами, растущими тарифами на всё и вся, безнаказанностью "касты неприкосновенных" бизнесменов и политиков. И получается, что нынешнюю армянскую власть если и не стремятся сменить, то уж ослабить - наверняка. Это, заметим, укладывается в общие подходы новой закавказской геополитики Москвы, чему свидетельством стала и недавняя смена власти в Абхазии. Вполне вероятно, что Россия хотела бы видеть во главе закавказских государств (по крайней мере, там, где это возможно) новые, настроенные на интеграцию политические силы, не ставящие во главу угла национализм. Закавказье должно быть единым геополитическим и экономическим организмом в зоне российского влияния.

Неслучайно новые сухумские власти более толерантно настроены в отношении возможности разблокирования Абхазской железной дороги, чему прежнее руководство сильно противилось. Неслучайно также упоминание в публикации необходимости "единства наций, проживающих на данной территории". Если учесть, что 98% населения Армении - армяне (и этого автор статьи не может этого не знать), то, значит, имеется в виду единство, выходящее за границы Армении, единство региональное. Поэтому вполне допустимо, что после 2018 года, когда истечет второй срок президентских полномочий Сержа Саргсяна, Москва хотела бы получить в Армении не формальную, а реальную смену элит, реальную смену господствующей идеологии и качественно новые подходы к решению насущных проблем экономического и геополитического порядка.

Если к этому добавить, что в последнее время власть по самым разным поводам подвергается всё более частой и жесткой критике со стороны экс-президента Роберта Кочаряна, можно предположить, что в Москве, по меньшей мере, с благожелательным нейтралитетом следят за нарастающими противоречиями между правящей РПА и ушедшей в оппозицию "Процветающей Арменией". Эта партия, как не раз отмечали эксперты ИА REGNUM, по существу, не имеет никакой внятной идеологии, место которой занимает популизм. Обычно отсутствие идеологии - большой минус для любой политической силы. Но для "Процветающей Армении" этот недостаток в новых условиях превращается в достоинство - ведь на "чистой доске" можно легко написать всё, что угодно. А вот РПА отказаться от своей формальной системы взглядов, сколь бы искусственной и анахронистической она ни была, от культовой фигуры Гарегина Нжде по понятным причинам крайне затруднительно, если вообще возможно.

Впрочем, в Ереване всё прекрасно поняли. Руководитель армянской делегации на прошедшей в Баку сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, депутат от РПА Арташес Гегамян в интервью местным СМИ сделал ряд неожиданных заявлений, указывающих на стремление армянской стороны к сотрудничеству, а никак не к конфронтации на национальной основе. По его словам, Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах обречены жить в мире и согласии, для чего надо создать такую ситуацию, при которой переплетутся общие, и в первую очередь экономические интересы всех сторон, необходимо обеспечить бурное экономическое развитие всего региона, возродить некогда существовавшую дружбу между армянами и азербайджанцами и т.п. Апофеозом высказываний Гегамяна стали слова о том, что Армения "очень хочет" вступления Азербайджана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Видимо, в руководстве страны не считают, что "анахронистическая официальная идеология" может как-то этому помешать. Но вот удовлетворит ли такой подход Москву?

Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM