В Севастополе живет бывший одессит Александр Васильев. Он работает в мэрии города-героя начальником отдела внутренней политики и прессы. Александр Васильев - один из многих одесситов, которые были вынуждены искать убежища в российском Крыму. Число одесситов, покидающих "жемчужину у моря", постоянно растет.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM Александр Васильев рассказал о небезызвестном мэре Эдуарде Гурвице, русском патриотическом движении в Одессе и майданных активистах, а также о новом начальнике одесской милиции Иване Катеринчуке. Отдельной темой стали первопричины трагедии в Доме профсоюзов.

ИА REGNUM: До гражданской войны на Украине Вы жили в Одессе, но часто бывали в Севастополе. Какие настроения были у русской общественности Севастополя в "домайданное" время? Например, в период правления Виктора Януковича?

Русские общественники Севастополя в этот период времени были оппозиционны Киеву. О свержении Януковича не говорили, но Виктора Федоровича тут считали беспринципным политиком и нечестным человеком. Когда Киев заговорил о евроинтеграции Украины, русское движение Крыма сочло, что Янукович предает Украину. В Севастополе, как и в Одессе, хорошо понимали: Янукович никакой не пророссийский политик, а "Партия регионов" творит на Украине форменный беспредел.

Оранжевая оппозиция в силу общих настроений была невозможна в Севастополе в принципе. Вышло, что реальной оппозицией "Регионам" и Януковичу в частности в Севастополе были коммунисты, "Русский блок".

В Одессе, где я жил, ситуация была схожей. Преобладали пророссийские патриотические организации. Среди них были, конечно, маргиналы, но преобладали не они, а системные люди. Среди системных патриотических сил преобладала партия "Родина", которую я представляю. В 2010 году у нас была вторая по численности фракция в городском совете Одессы. Мы выдержали очень серьезные испытания при Ющенко. "Родина" - это единственная за историю Украины партия, которую лишили регистрации в Министерстве юстиции Украины. Это произошло по прямому указанию Ющенко.

ИА REGNUM: Напомните, при каких обстоятельствах "Родину" лишили регистрации в Минюсте Украины?

Это случилось в 2009 году. Мы тогда активно выступали против "оранжевой" вертикали Украины и "оранжевых" сил в городе. Ярким представителем "оранжевых" в Одессе был мэр Эдуард Гурвиц, который входил в политический совет "Нашей Украины - Народной самообороны". При Гурвице в городскую администрацию вошли представители таких одиозных организаций как "Братство" (движение, созданное идеологом УНСО Дмитрием Корчинским - прим. ИА REGNUM). Люди Корчинского с помощью Гурвица стали в одесской администрации начальниками управлений. Корчинский в одном из своих интервью рассказывал, что подружился с Гурвицем еще в 1998 году. Тогда боевики лидера УНСО спасали Гурвица от уголовного преследования.

Позже Гурвиц сопровождал Корчинского в его поездках по Ближнему Востоку. Например, они вместе ездили в Ирак, когда американцы свергали там режим Саддама Хусейна. Корчинский говорил, что хотел выйти на связь с американскими спецслужбами. До 2007 года Одесса считалась аполитичным городом. Но нам за несколько лет удалось добиться того, что Одессу на Украине стали считать "столицей украинофобии". С нашей помощью в феврале 2009 года была организована забастовка одесских дальнобойщиков. Водители-дальнобойщики тогда заблокировали трассу Одесса - Киев. Это единственный автобан на Украине. Нас тогда собирались разгонять внутренними войсками. Разрулило эту ситуацию только личное участие Юлии Тимошенко. Спецназ внутренних войск Украины тогда был вынужден с позором отступить... Так или иначе, нашу партию лишили юридической регистрации. На лидера "Родины" Игоря Маркова возбудили уголовное дело.

ИА REGNUM: А какие настроения были у крымских служителей УПЦ (МП)? Надо полагать, Церковь держалась вне политики?

У УПЦ (МП) всегда ощущалась определенная сервильность по отношению к украинской власти. Какой бы режим в Киеве не был, УПЦ (МП) всегда сотрудничала с ним. Церковь в Одессе, как и в Крыму, не участвовала в политике прямо, но формировала общий политический климат. Так, например, в Одессе делал митрополит Агафангел. Он собирал вокруг себя таких харизматичных пророссийских деятелей как Игорь Марков или Сергей Кивалов. А сейчас мы видим совместные фотографии владыки Агафангела и нового одесского губернатора Игоря Палицы.

В Одессе, как я уже говорил, преобладали системные пророссийские активисты. Но были и маргиналы. Например, небезызвестный господин Кауров.

ИА REGNUM: Вы имеете в виду Валерия Каурова, лидера движения "Единое Отечество"?

Да, его самого. Странно, что этого господина в православных СМИ России давно пиарят как самого яркого пророссийского общественника Одессы. Мы же его знаем как афериста и жулика. В этом смысле Кауров для меня феномен. Но чем этот феномен вызван, нужно спрашивать не в Одессе, а в Москве. В столице России Кауров, похоже, чем-то приглянулся тем людям, которые курируют украинское направление в экспертных структурах. Пик активности Каурова пришелся на 2005 год. В 2007-2008 годах Кауров себя в Одессе уже окончательно дискредитировал. Системное русского движение в Одессе стало возможно, когда в городе искоренили кауровщину.

В предмайданные годы Каурова не слышали и не видели. После Евромайдана Кауров попробовал в очередной раз засветиться: объявил себя "народным губернатором Одессы". С таким же успехом он мог себя назначить императором Вселенной. Он представляет только себя самого. В Одессе его рейтинг равен нулю. Спросите любого одессита, он ответит, что Кауров - провокатор и аферист.

ИА REGNUM: Вы говорите, что Кауров себя полностью дискредитировал. Каким образом?

1 марта на Куликовом поле в Одессе был митинг. Выступали разные ораторы: гражданские активисты, народные депутаты, обычные граждане. Давали слово всем желающим, кроме одного - Валерия Каурова. Тысячи людей, которые были на площади, его засвистали и выгнали с позором с митинга. Спросите любого одессита, он ответит, что Кауров - провокатор. В свое время Игорь Марков его уличил в краже денег, предназначенных на закупку георгиевских ленточек.

ИА REGNUM: Вы сказали, что Одесса считалась на Украине "столицей украинофобии". Почему же тут появилось свое отделение "Правого сектора"? Получается, что "оранжевые" идеи нашли поддержку у местного населения?

В 2004 году Ющенко действительно получил в Одессе порядка 25-30%. В 2006 году мэром стал "оранжевый" Эдуард Гурвиц. Но вся одесская "оранжевая" публика вскоре себя дискредитировала и была лишена какой-либо внятной политической инфраструктуры. У них в городе не было ни авторитетного мнения, ни авторитетных политиков. Сейчас "оранжевая" публика взяла реванш. Если судить по состоянию общественного мнения Одессы до трагедии 2 мая, то город был разделен пополам. Одесса считалась столицей украинофобии не потому, что большинство одесситов пророссийски настроены. Просто в городе на определенном этапе политического развития Украины удалось создать мощные пророссийские медийные структуры.

ИА REGNUM: Среди активистов "Правого сектора", которые сжигали заживо людей в Доме профсоюзов, было немало одесситов. Скажите, какие причины толкают жителя условно пророссийского региона Украины вступать в ряды неонацистов?

Это целый комплекс причин. Отвечу вопросом на вопрос: а что рождает в России "коллективного Макаревича"? Имею в виду десятки тысяч россиян, которые выходили весной на улицы Москвы под флагами Украины и ОУН-УПА. В Одессе давно существует прослойка фрондирующей интеллигенции и прислушивающегося к ней среднего класса. Эта прослойка сейчас настроена антироссийски, а годы СССР была настроена антисоветски. Получается, что эти господа метили в СССР, а попали в Россию.

Другой фактор - 23 года насильственной украинизации, которые даром не прошли. Каждое более младшее поколение все более пропитывалось ядом русофобии. Давайте проанализируем средний возраст жертв трагедии 2 мая. Мы увидим, что в Доме профсоюзов погибли представители двух поколений. Первое - это люди от 30 до 40 лет, второе - от 50 и выше. Грубо говоря, это наше поколение и поколение наших родителей. Это те, кого убили. А среди убийц преобладали те, кого было 20 лет или чуть больше. Это соотношение показательно.

Сейчас трудно адекватно оценить масштаб агрессивной антироссийской пропаганды в украинских СМИ, которая искажает действительность и приводит к образованию колеблющейся массы. Колеблющаяся масса - это обыватель, который не мотивирован политически, и в результате ставший жертвой массовой антироссийской пропаганды.

ИА REGNUM: А что из себя представляет нынешний глава одесской милиции Иван Катеринчук? Он себя позиционирует человеком Юрия Луценко (министр внутренних дел Украины в правительствах Ющенко и Тимошенко, осужденный в 2010 году по обвинениям в коррупции и вышедший в апреле 2013 года по амнистии - прим. ИА REGNUM). Некоторые украинские журналисты считают Катеринчука махровым бандеровцем.

Давайте опустим все клише. Катеринчук - не махровый бандеровец, а то, что называется русским словом "мент". Не милиционер, а мент. Это означает махровый коррупционер плюс циничный злодей. Если бы власть на Украине захватил Гитлер, то Катеринчук бы кричал "Хайль Гитлер!". А если бы президентом Украины стал Владимир Путин, Катеринчук бы вопил во всю глотку "Слава Путину!". Такие люди, как нынешний глава одесской милиции, в последнюю очередь мотивируют свои поступки идеологическими пристрастиями. Когда Иван Петрович работал в Черниговской области, он там замечался в крупномасштабной коррупции. Не думаю, что в Одессе он будет заниматься чем-то другим.

Могу пояснить, почему в Одессу после 2 мая направили Катеринчука, а не кого-то другого. В Одессу вернулась нацистская оккупация. Идут повальные аресты и комплексная зачистка всех и вся. Один из последних примеров - Артур Григорян. Этот человек после 2 мая попытался объединить одесский антимайдан под пророссийскими знаменами. В конце мая Григорян бесследно исчез. Никто не знает, где он. Доподлинно известно, что он не был официально арестован. Мы строим самые мрачные прогнозы насчет его судьбы.

ИА REGNUM: Как думаете, не станет ли Одесса наряду с Херсоном и Николаевым частью пояса, который Киев создает против Крыма и России? Ведь Порошенко не зря давал обещания насчет Крыма. Он обязан что-то сделать.

Будут делать другой пояс - пояс личного феодального княжества Игоря Коломойского. Этот пояс будет простираться от Харькова и как раз до Одессы. Это более реальная ситуация. Полагаю, что Порошенко не сможет контролировать эти территории. Контракт, согласно которому Порошенко стал президентом Украины, мало чем отличается от договоренностей, которые были у Ющенко или даже у Януковича. Первая договоренность - это недопущение союза Украины с Россией. Вторая - карт-бланш на дальнейшее разграбление страны.

Мы видим, что в Киев все чаще ездят высокопоставленные американские чиновники. После их визитов происходят всплески кровопролития на Юго-Востоке. Это значит, что Украина все больше втягивается под внешнее управление.

Беседовал Артур Приймак