Правительство Белоруссии одобрило концепцию государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2015-2019 годы. Об этом 22 мая проинформировала пресс-служба Совмина РБ.

"Значительная часть дорог эксплуатируется сегодня с прошедшими межремонтными сроками. Более 30% мостов и путепроводов не отвечают нормативным требованиям, часть из них находится в предаварийном состоянии и нуждается в неотложной реконструкции или капитальном ремонте. В этой связи назрела необходимость разработки и выполнения соответствующей программы с учетом зарубежного опыта по дорожным работам", - констатировали в Совмине. Там отметили, что в постсоветской республике имеется развитая сеть автодорог общего пользования общей протяженностью 86,6 тыс километров, из которых республиканские дороги составляют 15,7 тыс км.

Госпрограммой предусмотрена реконструкция автомагистрали по направлениям международных транспортных коридоров, к областным центрам от Минска и других наиболее грузо- и пассажиронапряженных участков. Для этого планируется внедрять новейшие технологии и материалы, а также осуществлять капитальный и текущий ремонт местных автомобильных дорог, соединяющих районные центры с агрогородками, агрогородки с центральными усадьбами сельхозорганизаций и сельсоветами.

Помимо этого госпрограммой предусмотрены новые подходы к содержанию дорог: ключевым звеном этой модели станет система государственных контрактов, в которых отражаются требования к эксплуатационному состоянию каждой дороги в зависимости от ее значимости и технического состояния по данным диагностики. Эти требования должна обеспечивать эксплуатирующая организация: в контрактеустанавливается порядок приемки и оплаты работ, их стоимость, сроки выполнения. По мнению чиновников, "новая система содержания дорог позволит уйти от затратного механизма (расчет по факту) к оплате работ за достигнутый результат".

"Предполагается, что основными источниками финансирования работ по возведению и реконструкции автомагистралей, в первую очередь тех, которые будут платными, будут кредитные средства иностранных и белорусских банков. Размеры кредитов будут определять Минтранс и облисполкомы по результатам договоренностей с инвесторами, - отметили в Совмине. - Во время реализации программы должна быть значительно увеличена протяженность дорог, ежегодно ремонтируемых с таким расчетом, чтобы к 2020 году максимально приблизиться к соблюдению межремонтных сроков и обеспечению несущей способности на одиночную ось на магистральных дорогах к 11,5 т и на республиканских - 10 т.".

Напомним, власти Белоруссии привлекли "связанные" кредиты Китая на модернизацию белорусских автодорог, привлекли австрийского акционера при введении системы платных автодорог BelToll, а в конце 2013 года ввели новую госпошлину за допуск автомобильных средств к движению на дорогах - т.н. "налог на автовладельцев". Средства от нового налога, отметили эксперты, позволят переложить значительную часть расходов по ремонту и строительству дорог на белорусских автовладельцев. Состояние белорусских автодорог 20 мая Александр Лукашенко обсудил с дочерью бывшего мэра Санкт-Петербурга Ксенией Собчак.

Как сообщало ИА REGNUM, 11 февраля на пресс-конференции в Минске замначальника главного управления автомобильных дорог Минтранса Белоруссии Александр Головнев заявил, что министерство ведёт переговоры о передаче в концессию белорусских автодорог компаниям из стран Евросоюза. По словам Головнева, по итогам состоявшихся переговоров испанская, польская и французская компании уже выразили желание взять белорусские дороги в концессию. Сама форма концессии, подчеркнул чиновник, является "интересной", "цивилизованной", "прогрессивной" и выгодной для властей Белоруссии.