Печатный орган поддерживающего башкана (главу) Гагаузии Михаила Формузала движения "Единая Гагаузия" опубликовал 12 мая редакционный комментарий под заголовком "Партия Эрдогана допустила новую ошибку в Гагаузии", посвященный визиту в Молдавию и Гагаузию председателя Великого национального собрания Турции Джемиля Чичека, который от имени Турции высказался за "евроинтеграцию" Гагаузии в составе Молдавии. ИА REGNUM приводит полный текст комментария:

"Все годы существования гагаузской автономии наш народ знал, что есть два главных, стратегических друга и союзника: Россия и Турция. Да, имелся еще в запасе Азербайджан, а в последние годы башкан наладил дружеские отношения и с другими странами: Венгрией, Болгарией и так далее. Мы маленький народ и маленькое государственное образование, мы нуждаемся в защите и в любящем "родительском глазе". Незаменимым в этом смысле был, в частности, Сулейман Демирель (экс-президент Турции, выступивший в 1993-1994 гг. посредником в переговорах между Республикой Молдова и Гагаузской Республикой о вхождении Гагаузии в состав Молдавии на правах автономии - прим. ИА REGNUM). Его отношение к Гагаузии было воистину отцовским, отчего народ ему еще при жизни поставил памятник в столице автономии. Редкий случай - прямо скажем.

Думается, хорошо понимал бы гагаузов и великий Ататюрк - будь он сегодня жив.

Нынешние гагаузские власти все 8 лет неустанно подчеркивали значимость равновесного сотрудничества с Турцией и Россией. Такова уж судьба этого тюркского православного народа: быть с двумя "родителями". При этом, как в любой хорошей семье, между ними не может быть соперничества и ревности по поводу того, кого "больше любит" младшенький.

В любой трудный, судьбоносный, переломный момент Гагаузия была вправе (даже несмотря на наступившее недавно совершеннолетие) рассчитывать на "родительскую" защиту, хотя бы на пару теплых слов в поддержку гагаузов. Моральная поддержка важна; заранее ожидаемая поддержка подчас останавливает желающих "похулиганить" еще до того, как они успеют реализовать свое желание отвесить маленькому подзатыльник. Так не только среди людей, так в целом устроена природа. Без этого фактора каждый полез бы обижать медвежонка на полянке. Но... Приходится помнить о медведице, наверняка лежащей недалеко в кустах.

К чему такое длинное вступление? Разумеется, к самому свежему событию в гагаузско-турецких отношениях: приезду председателя Великого национального собрания Турции Джемиля Чичека.

Это первый визит высокопоставленного государственного деятеля в Гагаузию. Он был для Гагаузии очень важен. Гостю здесь обрадовались, красиво встретили, многого от него ждали. Сейчас ведь момент для Гагаузии снова судьбоносный: столько за последнее время было событий, столько у гагаузов снова появилось тревог. Разумеется, в Гагаузии от братьев ждали только безоговорочной поддержки, совместной работы, слов напутствия и ободрения.

Да чего уж там скрывать: ждали, что приедет НАШ человек, которого Кишинев поостережется. А получилось, приехал из Анкары человек Кишинева, чтобы притормозить, упрекнуть, предостеречь гагаузов?

Какое послание привез нам турецкий гость? Призывы следовать за Молдавией в Европу и НАТО; призывы не забывать, что Гагаузия - неотъемлемая часть Молдавии, и советы согласовывать с властями Молдавии свои действия и стремления?

Спасибо, но это не помощь! Ради таких призывов можно было не делать столь долгий путь через море, можно было такое заявить прямо из Анкары. Не стоило приезжать в гости к младшему брату, чтобы в его собственном доме испортить ему настроение. Настроение можно портить и на расстоянии, например, по телефону. Приезжать к родственнику стоит только чтобы ободряюще, по-братски похлопать по плечу, пожать руку, заключить в объятья.

Что еще сказал господин Чичек? Что гагаузы должны больше изучать государственный язык и свой родной?

А не мог бы он про государственный замолвить словечко не в Комрате, а в Кишиневе? Чтобы эти жадные кишиневские упыри от министерства образования не просто ругались на пустом месте за незнание нацменьшинствами их любимого языка, а хотя бы пальцем о палец ударили для решения этой проблемы. Для особо тупых: денег надо для этого дать. И специалистов прислать. И все! А не воздух языком сотрясать.

Что же касается изучения гагаузского языка, то богатому старшему брату не к лицу приезжать с пустыми карманами упреков. Гораздо логичнее приехать с хорошей суммой денег и с проектом решения поднимаемой проблемы. Открыть, например, в автономии первую в истории школу на гагаузском языке, взять на себя ее финансирование, запустить данный эксперимент и проверить его жизнеспособность. Надо же понимать, что у гагаузской автономии - при нынешней ситуации с финансированием в Молдавии, при нынешнем уровне централизации всех решений в стране - нет никаких сил на решение вопроса с национальной школой.

Нет, Турция нам ничего не обязана - спешу сразу ответить на назревающие у читателя отповеди. Турция не обязана нам помогать и тем более создавать нам нашу национальную школу. Но она могла бы.

А ведь есть и более скорое встречное предложение: если нет пока возможности открыть гагаузскую национальную школу, можно было просто приехать с проектом предоставления дотаций Чадыр-Лунгскому молдавско-турецкому лицею, чтобы обучение в нем для гагаузских детей снизить хотя бы в 2 раза. Оно сейчас очень дорогое! Неадекватно дорогое! Среднее образование дороже, чем учеба в Комратском университете! Разве это дело? Разве это по-братски: делать прибыльный бизнес на образовании для маленького родственного народа?

Тут кто-то непременно вспомнит про бесплатный сельский турецкий лицей в Конгазе. Да, он есть, спасибо. Но разве это мешает дать скидку на учебу в престижном городском Чадыр-Лунгском лицее?

Но вернемся к вопросу о геополитическом выборе гагаузов. Мы не знаем: может быть где-нибудь в горных районах Турции старший брат еще может себе позволить вмешаться в выбор невесты младшим братом, но мы живем в Европе. Живем в век демократии, когда все решается народным волеизъявлением, референдумом.

Готовился ли к визиту в Гагаузию наш высокопоставленный турецкий государственный деятель? Подготовил ли ему кто-то докладную записку об итогах гагаузского референдума о выборе внешнеполитического ориентира? (на состоявшемся 2 февраля 2014 года в Гагаузии референдуме 98,09% его участников проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией суверенитета, 98,47% - за вступление в Таможенный союз, и 97,43% - против вступления в ЕС - прим. ИА REGNUM)

Если нет - как такое возможно? Мы думали, что имеем дело с серьезным, основательным государством, и с представляющим эту страну компетентным в вопросах демократии чиновником.

Если же господин Джемиль Чичек все-таки был в курсе гагаузских настроений, как он мог пойти против воли 98,4 процентов народа, в гости к которому приехал? На референдуме гагаузский народ четко и недвусмысленно заявил, что не желает кабальной "интеграции" с Западом. Или турецкому политику не известны кабальные условия, на которых Запад открывает свои двери восточным соседям? Отчего же тогда Турция столько десятилетий топчется на пороге Евросоюза и не может в него войти? Зачем звать туда других, если сам еще не там? Чей заказ в Комрате выполнял турецкий государственный деятель: Вашингтона, Брюсселя? Может быть надо было подумать не об угождении интересам Америки, Европы и Кишинева ценой предательства интересов тюркского братства?

Один из депутатов парламента Турции (член делегации) вообще в Комрате распоясался настолько, что пожелал к следующему приезду "не видеть ни у кого этих георгиевских ленточек"! Может ли кто-то представить себе степень подобного хамства от приезжего политика? Это примерно то же самое, что гагаузская делегация в Анкаре пожелала бы, чтобы к следующему приезду нам в глаза не попадалось ни одной турецкой женщины с покрытой головой!

Когда гостю говорят, чтобы он чувствовал себя как дома, это не означает, что тот может кинуть свои ноги в ботинках на стол хозяина дома. Гагаузы вообще-то не ходят каждый день с георгиевскими ленточками на груди - просто гости прибыли накануне широко отмечаемого всеми Дня Победы.

Мы всё понимаем: и на чьей стороне была Турция в той Мировой войне, и какая у нее ревность к любви гагаузов к Москве и к нашему великому советскому прошлому. Мы понимаем также, что историческая память турецкого народа усыпана ранами от поражений в войнах с Российской Империей, символ которой они, возможно, в этой ленточке углядели. Но уж извините, мы не можем ради вашего визита отменить свое празднование Победы над фашизмом, оплаченное кровью предков. И не гоже гостям, указывать хозяевам какие праздники им в своем доме отмечать.

В итоге, в сухом остатке от визита имеем лишь негатив, да дежурный набор фраз, который применяет любой гость из Турецкой Республики: о том, что гагаузы являются мостом, связывающим Турцию и Молдавию. Высокие гости предпочли не заметить, что прочность этого моста уже пробует румынский сапог. Не замечают в Анкаре и того, что нынешние власти Кишинева выдергивают из этого моста одну опору за другой. И вообще, гагаузам надоело быть мостом, по которому едут из Кишинева в Стамбул жаловаться на гагаузов, и из Стамбула в Комрат - призывать гагаузов плотнее лечь под Кишинев и не сопротивляться. Гагаузы хотели бы, чтобы Молдавия была мостом между Турцией и Гагаузией. А не наоборот. Хватит ходить по нашим изможденным спинам, изображая из нас мост.

Джемиль Чичек перед приездом в Комрат хорошенько пообедал с нашим государственным недоразумением - прорумынским президентом - в компании с другими прорумынскими деятелями (в том числе, гагаузской национальности - если те о своей национальности еще помнят). Это позволяет предположить: сколько яда против истинных гагаузов и их истинных желаний впитал в себя наш турецкий друг еще не успев доехать до Комрата. Так чего же от него тут можно было ожидать? Но опытному государственному деятелю все-таки не к лицу ломать столько дров в братских отношениях только из-за одного науськивания за обедом с политическим недоразумением.

До сих пор ситуация складывалась иначе. Турецкая сторона всегда относилась к гагаузам по-братски, помогая на пути становления автономии, на пути получения большей самостоятельности, развития демократических процессов. Турция нам никогда прежде не диктовала: как жить, с кем дружить, кого любить, в кого верить.

Из года в год в гагаузской автономии была установлена негласная традиция, что власти сотрудничали с властями Турецкой Республики и с правящей партией. В этом была и логика, и дань уважения выбору турецкой нации: партия, победившая на последних выборах, это и есть Турция в глазах гагаузского народа.

Похоже, такой подход был правильным лишь до визита в Гагаузию господина Джемиля Чичека, приехавшего в автономию лишь затем, чтобы оскорбить выбор 98,4 процента населения, назвав этот выбор ошибочным. Когда дают прямые указания куда идти, кому подчиняться и с кем дружить - это уже не забота. И это уже не разговор на равных, это не разговор двух братьев.

Вопреки восточному этикету, Джемиль Чичек был неулыбчив, что выдавало в нем критический уровень антигагаузского заряда, полученного то ли от Вашингтона, то ли от Брюсселя, то ли от Кишинева. Причем, если предположить что Чичек не выполнял миссию заокеанского куратора, а накачался только от бесед в Кишиневе, то это в Гагаузии вообще вызывает шок. Кто такой Кишинев в отношениях Анкары и Комрата? По-хорошему, в Турции должны слушать, что говорят в Кишиневе, и делать ровно наоборот! И тогда ни в коем случае не ошибутся. Потому что надо быть просто идиотом, надеясь что Кишинев хочет чего-то хорошего для гагаузов. Будь на то воля Кишинева, гагаузов вообще бы на свете не осталось! И это нисколько не преувеличение...

Турецкие гости НИКАК не отреагировали на замечание гагаузской стороны, что автономия много не просит: пусть Кишинев даст хотя бы квоту в парламенте, хотя бы эти несчастные 5 мандатов, которые ничего там не будут решать, но позволят избирать гагаузов от Гагаузии, а не от молдавских партий (гагаузские партии не разрешаются!).

А зачем тогда турки вообще приехали? Давить гагаузов Кишинев и без них неплохо справляется.

Квота в парламенте для меньшинств - это нормальная практика почти во всех государствах мира, где имеется сегментация общества по этническим, религиозным или иным принципиальным вопросам. Поддержать этот вопрос - это ничего общего с поддержкой сепаратизма или других оскорбительных ярлыков, навешиваемых на меньшинства во всех случаях, когда их тупо не хотят слушать и слышать. Уж в такой-то мелочи турецкий лидер мог бы Гагаузию поддержать, чтобы хоть как-то подсластить горечь от своего тона и от непонимания ситуации в регионе.

Приехавший в Гагаузию гость является представителем партии Эрдогана. И ошибки, которые допустил гость, ложатся темным пятном на самого Эрдогана в преддверие его ожидаемого визита в автономию.

Визит этот, вызвавший большой интерес в гагаузском обществе, все бесконечно откладывается. Как откладывалось уж слишком долго решение вопроса о безвизовом режиме между Молдавией и Турцией, на чем всегда настаивала Гагаузия. Непонятно почему откладывается также и обещание Эрдогана о выделении 10 миллионов долларов на водоснабжение Комрата и Вулканешт.

Все эти моменты вызывают в Гагаузии удивление и разочарование. Кажется, установка Гагаузии на то, что победившая в Турции партия - она и есть на сегодня сама Турция - дает сбой. Похоже на то, что Гагаузии придется пересмотреть свое видение турецкой действительности и начать развивать одновременно и отношения с оппозиционными партиями в братской стране. Не разрывая связей с правящей партией и действующими властями, надо прощупывать отношение к гагаузскому народу других политических сил.

Мы просто обязаны начать активное сотрудничество с другими политическими партиями и формировать свое прогагаузское лобби из влиятельных в Турции людей. Нам также срочно надо налаживать устойчивые связи с турецкими неправительственными организациями. Одновременно аналитическому центру автономии разработать предложения для корректировки курса наших контактов в Турции.

Лозунг остается прежний. Мы не ищем врагов, мы ищем друзей. Турция большая, а Джемиль Чичек - не вся Турция, есть у нас в почти 80 миллионной Турции много друзей. И надо сотрудничать с теми, кто нас любит сердцем, а не дежурными лозунгами".