Предложения США не ведут к разрешению карабахского конфликта, считают в Ереване
Армения, 8 мая, 2014, 22:04 — ИА Регнум. Заявление американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика по Карабаху, в котором изложена официальная позиция Вашингтона по карабахскому вопросу, вызвало опасения в правящей Республиканской партии Армении.
"Честно говоря, в заявлении Уорлика вызывает опасение не то, что было сказано, поскольку там нет ничего нового, а то, что среди стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ могут быть расхождения в позициях по Карабаху", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM председатель постоянной комиссии по внешним сношениям парламента Армении, депутат от фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Артак Закарян, отметив, что заявление американского дипломата не отражает единую позицию других стран-сопредседателей МГ ОБСЕ - России и Франции.
"Опасение вызывает то, что, если усилия посредников по сближению позиций сторон конфликта для разрешения карабахской проблемы не едины, процесс урегулирования еще более усложняется", - подчеркнул Закарян, добавив, что само содержание заявления Джеймса Уорлика не ново. "В разные периоды об этом было говорилось, более того, отдельные положения нашли место также в принятых документах по Карабаху. Просто они (положения) по большому счету неприемлемы, особенно, то, что пояс безопасности вокруг Карабаха называется "оккупированными территориями". На самом деле все хорошо знают, что это не оккупация, а результат развязанной Азербайджаном войны в Карабахе. Даже сегодня это (прилегающие к Карабаху районы) является существенным фактором сохранения безопасности не только в Карабахе, но и во всем регионе", - заявил политик.
Представитель правящей партии Армении советует также американскому сопредседателю подойти к решению карабахской проблемы с другой стороны: "Призвать или заставить Азербайджан подписать с Арменией соглашение о неприменении силы или угрозы силой в процессе разрешения карабахского конфликта, и второе - сделать Нагорно-Карабахскую Республику полноценной стороной переговорного процесса. После этого любая проблема может стать предметом обсуждений", - сказал Закарян, добавив, что неформально Карабах уже участвует в переговорах, поскольку сопредседатели МГ ОБСЕ периодически посещают Степанакерт и встречаются с местными "законно избранными властями". "Это, конечно, можно приветствовать, но то, что на сегодняшний день Нагорный Карабах не вовлечен в переговорный процесс и официально не является стороной конфликта, делает шаги по обеспечению безопасности народа Нагорного Карабаха в будущем и реализации его права на самоопределение половинчатыми. Конечно же, чем скорее будет разрешен карабахский конфликт, тем раньше откроются реальные перспективы стабильного развития всего региона. Но сделанные Уорликом предложения ведут конфликт не к разрешению, а к более глубокому тупику", - сказал парламентарий.
Реализация предложений Уорлика по решению карабахского конфликта Закаряну не представляется реальной в условиях, когда не предлагается альтернативная система безопасности для Карабаха, а Азербайджан обстреливает границу с Арменией, не соглашаясь на отвод снайперов от линии соприкосновения в зоне конфликта, не желая готовить свой народ к миру, осуществляя армянофобскую пропаганду и отказываясь от подписания соглашения по неприменению силы или угрозы силой. "Как можно говорить о возвращении беженцев на фоне милитаристской риторики Азербайджана?", - задался вопросом депутат, добавив: "Таким образом, я не вижу в заявлении Уорлика сбалансированного подхода к решению карабахской проблемы".
Закарян вновь отметил, что первыми шагами к разрешению конфликта могут стать подписание между Арменией и Азербайджаном соглашения о неприменении силы или угрозы силой и полноценное участие Карабаха в переговорах.
Помимо прочего, в заявлении Уорлика говорится также о том, что разрешение конфликта должно предусматривать наличие коридора, который свяжет Армению с Нагорным Карабахом, но он не может включать в себя весь Лачинский район, а также обеспечение международных гарантий безопасности, в том числе миротворческой операции. На вопрос корреспондента ИА REGNUMо том, приемлемы ли для армянской стороны указанные положения, Закарян подчеркнул, что все вопросы должны быть согласованы с Нагорным Карабахом. "Следовательно, Нагорный Карабах должен быть представлен в переговорном процессе и признан полноценной стороной конфликта", - считает политик.
В заключение, коснувшись заявления посла США в Армении Джона Хефферна, который, комментируя заявление Уорлика, указал на "различие статусов непосредственно Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий", отметив, что "результаты переговоров в отношении них должны быть разными", Закарян подчеркнул: "В каком-то плане можно понять суть этого заявления, но в действительности для всех ясно, что указанные вопросы взаимосвязаны при целостном решении конфликта".
Как ранее сообщало ИА REGNUM, 7 мая американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик выступил в Фонде Карнеги в Вашингтоне, представив официальную позицию госдепартамента США по урегулированию карабахского конфликта. Сопредседатель представил основные элементы "утвержденных" взаимных уступок, которые были обобщены в совместных заявлениях президентов США, России и Франции в л'Аквиле (2009 г.) и Мускоке (2010г.), отметив, что "эти принципы и элементы составляют основу политики США относительно Минской группы и нагорно-карабахского конфликта". Он напомнил о шести элементах, которые должны составить часть мирного соглашения: стороны должны прийти к согласию, что определение конечного статуса должно быть осуществлено в будущем посредством взаимно согласованного волеизъявления, имеющего юридическую силу; территория в границах бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области, которая не контролируется Баку, должна получить промежуточный статус, для чего должны быть обеспечены гарантии безопасности и самоуправление; окружающие Нагорный Карабах оккупированные территории должны быть возвращены под контроль Азербайджана; должен быть коридор, который свяжет Армению с Нагорным Карабахом; в рамках длительного урегулирования должно быть признано право беженцев и внутренне перемещенных лиц на возвращение в свои прежние места жительства; урегулированием должны быть обеспечены международные гарантии безопасности, что будет включать в себя миротворческую операцию.
Отметим, что МИД непризнанного Нагорного Карабаха, комментируя заявление Уорлика, заявило, что независимость и безопасность Нагорного Карабаха являются исключительными ценностями, не подлежащими какому-либо торгу. Прокомментировали слова американского посла и в Армянском Национальном Комитете Америки, заметив в его заявлении провокацию.
Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров назвал посыл Джеймса Уорлика позитивным.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- ФСБ сорвала серию покушений Киева на высокопоставленных военных в Москве
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Борт МЧС РФ забрал из Актау девять пострадавших в авиакатастрофе россиян