С 2000-их гг. происходит экспансия Грузии турецко-азербайджанским капиталом. Процесс достиг пика при президентстве Михаила Саакашвили и несколько ослаб после смены власти в Грузии. Об этом на пресс-конференции в Ереване 12 февраля заявил директор Института востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян, отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM.

Как заметил Сафрастян, с 2006 года Турция начала вести политику "раздробления" региона Закавказья. "С этой целью Анкара активировала взаимодействие с Грузией в двустороннем и трёхстороннем форматах. В трехстороннем формате сотрудничества активно участвует и Азербайджан. В связи с этим продвигаются крупные региональные проекты, в которых не участвует Армения - нефтепровод Баку-Тбилиси-Джайхан, железная дорога Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку и пр.", - пояснил тюрколог. В настоящее время ведутся работы по строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, которое финансируется со стороны Азербайджана и Турции. Бюджет проекта, по различным данным, достигает $500-600 млн.

Сотрудничество "тройки" (Турция-Грузия-Азербайджан), по мнению Сафрастяна, в основном происходит в трех измерениях - политика, экономика и военная сфера. "В военной сфере Турция активно продвигала идею создания совместных вооруженных сил, которые должны были заниматься защитой магистрали крупных экономических проектов - нефтепровод, газопровод и железная дорога. Указанную идею не поддержали ни США, ни НАТО. Более того, Североатлантический альянс дал четко понять, что надобности в создании таких подразделений нет, и при необходимости такую функцию осуществят подразделения НАТО", - отметил Сафрастян.

В экономической сфере, как заметил директор Института востоковедения, помимо значимых региональных проектов, сотрудничество внутри "тройки" особенно бросилось в глаза после того, как Россия перекрыла Грузии газ. "Тогда Азербайджан начал осуществлять поставки газа в Грузию, а Турция компенсировала разницу в цене", - подчеркнул Сафрастян, добавив, что в политической плоскости стороны сотрудничают на самом высоком уровне и постепенно институционализируют свою кооперацию.

Сотрудничество трех стран не всегда шло гладко, что было обусловлено, как внутренними переменами, так и внешними импульсами, считает эксперт. "После югоосетинской войны 2008 года, кооперация в формате Турция-Грузия-Азербайджан на время приостановилась. Лишь в 2011 году Турция предприняла шаги по реанимированию указанного формата сотрудничества. Однако после смены власти в Грузии и ухода команды Михаила Саакашвили внутри Грузии начали задаваться вопросом о целесообразности участия грузинского государства в инициированных Азербайджаном и Турцией региональных проектах. На данный момент, само грузинское общество не особо радушно воспринимает экспансию турецкого капитала и наращивание численности тюркского этнического элемента в Аджарии", - подчеркнул Сафарстян.

В заключение тюрколог подчеркнул, что за происходящим в регионе должна бдительно следить Армения и продолжать углублять сотрудничество с Грузией, которая является одним из двух "окон" зажатого в блокаде Еревана во внешний мир.