"Документ не учитывает глобальные и региональные тренды, противоречит Конституции, интересам развития общества и экономики Киргизской Республики", - заявил к.и.н., политолог Павел Дятленко, комментируя корреспонденту ИА REGNUM проект Национальной программы развития государственного языка и совершенствования языковой политики на 2014-2020 годы, представленный президенту Киргизии Алмазбеку Атамбаеву на прошлой неделе. ИА REGNUM приводит комментарий эксперта полностью:

"Представленный проект носит однобокий (направлен на усиление позиций киргизского языка), пропагандистский и слишком краткосрочный (всего 7 лет - с 2014 по 2020 год) характер, не содержит эффективных параметров реализации и основан на принудительном подходе. При разработке проекта не был учтен богатый опыт малых многоязычных стран по регулированию языковых процессов. Также в документе не заложена закрепленная в бюджете сумма на реализацию.

Для сравнения казахстанская программа развития и функционирования языков рассчитана на 10 лет (2011 - 2020 годы), на нее намечено выделить из госбюджета более 19 млрд тенге (4,3 млрд рублей. - Прим. ИА REGNUM).

В проекте крайне мало упоминаний русского языка как официального, что говорит о стремлении снизить его значение, не упоминается узбекский язык, носители которого составляют вторую по численности этническую общину республики.

Документ не учитывает глобальные и региональные тренды, противоречит Конституции, интересам развития общества и экономики.

Реализация данной версии Национальной программы развития госязыка создаст препятствия для участия Киргизии в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. В проекте заложена норма о переводе делопроизводства во всех структурах на государственный язык к 2020 году, при этом республика собирается вступать в Таможенный союз, где наиболее распространенным языком является русский.

Большое внимание уделено увеличению продукции на киргизском языке в СМИ и интернете, но государство не закладывает на это финансирование и не учитывает скудные финансовые и технические возможности киргизских СМИ. При этом чиновники не понимают, что в случае перехода местных СМИ только на киргизский язык, часть граждан просто будет получать информацию из медиа соседних стран - России, Узбекистана, Казахстана.

В проекте программы заложен ряд коррупциогенных механизмов: введение во всех общеобразовательных, среднеспециальных и высших учреждениях письменных вступительных и выпускных экзаменов по киргизскому языку; требование о наличии сертификатов на знание трех языков (государственного, официального и английского) у соискателей ученых степеней; создание госпредприятия по развитию системы распространения книжной продукции (и это в условиях рыночной экономики).

Программа продолжает общий внутриполитический тренд на моноязычие и самоизоляцию общества, закрепление существующего неравного доступа к власти и ресурсам, отказ от многоязычия".