Темпы продвижения региональных экономических проектов: Армения - в ауте
Армения, 14 января, 2014, 00:01 — ИА Регнум. Строительство обходящей Армению железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку продолжается динамичными темпами. Железнодорожное полотно по территории Грузии практически полностью проложено. Проводятся работы по благоустройству инфраструктуры - строительство железнодорожных станций и специальных металлических туннелей для защиты наиболее уязвимых участков железной дороги от непогоды.
Масштабы и характер строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку общей стоимостью около $600 млн свидетельствуют о том, что уже в ближайшем будущем проект станет изолирующим Армению серьезным политическим и экономическим фактором. Транспортный коридор, соединяющий железнодорожные сети Азербайджана, Грузии и Турции (а через Турцию с Европой), постепенно обретает контуры, который не исходят из интересов Армении и Ирана, но вполне созвучны интересам Азербайджана, Турции и Грузии. В начале строительства (2007 год) власти Армении (как и в случае с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан) тешили внутреннюю аудиторию тем, что это сугубо политический проект, и с экономической точки зрения нерентабелен. В качестве аргументов своих утверждений они указывали на естественные факторы - горный рельеф региона, где прокладывается железная дорога, и большая вероятность сильных снегопадов, способных парализовать функционирование многих участков железнодорожного полотна зимой.
Следует отметить, что проект железнодорожного коридора предполагает строительство железнодорожной линии от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс, протяжённостью 105 км, из которых 76 км приходится на турецкую, 29 км - на грузинскую территорию. Определенная реконструкция должна быть осуществлена на участке Ахалкалаки-Тбилиси. Расходы взяли на себя поровну Азербайджан, путем предоставления кредита Грузии, и Турция. За свой же счет Азербайджан проводит реконструкцию участка Марнеули-Ахалкалаки. На начальной стадии по дороге планируется перевозить до 10 млн тонн грузов с дальнейшем увеличением грузопотоков до 25 млн тонн в ближайшей перспективе. Проект в будущем преследует цель достичь соединения железных дорог Закавказья (без Армении из-за нагорно-карабахского конфликта с Азербайджаном - ред.) с Европой через Турцию по тоннели Мармарай под проливом Босфор в Стамбуле.
Размер финансирования и инфраструктуры, а также металлические ангары с железобетонными упорами свидетельствуют о том, что фактор горного рельефа и вероятность заваливания снегом отдельных участков ЖД существенно минимизируются. Сделанные со стороны автора этих строк снимки с места строительства железной дороги в одном из горных участков региона Самцхе-Джавахети свидетельствуют о том, что в прокладывании железнодорожного полотна используются новейшие инфраструктурные решения. Для защиты отдельных участков ЖД от снега строятся большие металлические туннели. Подобные конструкции длиной несколько сот метров можно заметить на высокогорных участках полотна. По крайней мере, сейчас это свидетельствует о том, что сложные погодные условия не станут большим препятствием в процессе функционирования железной дороги, строительство которой планируется завершить в 2014 году.
Проект в целом, как отмечают эксперты, помимо экономики, включает в себе весомую политическую составляющую. Помимо изоляции Армении, согласно оценкам экспертов, он может нанести существенный урон по морским портам Грузии, поскольку часть грузопотока перетечет из портов на ж/д. Опасение экспертов вызывает и то, что региональные экономические проекты Турции и Азербайджана (газопровод, нефтепровод) через "грузинский мост" продвигаются с весомым демографическим подкреплением. Демографический пояс тянется по линии строящегося железнодорожного полотна Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. После августовской войны 2008 года Грузии сложно держать баланс между разными векторами. Граница с Россией закрыта, а Армения не является в регионе мощной экономической единицей, чтобы своими проектами сбалансировать турецко-азербайджанское экономическое присутствие.
Судя по тенденциям, турецко-азербайджанское кольцо (от Аджарии до восточного региона Квемо-Картли), как считает большинство комментаторов, может сомкнуться и образовать демографический пояс, связывающий Азербайджан и Турцию по территории Грузии. Неизвестно, как в будущем будет использован этот фактор. Допускается, что в случае необходимости турецко-азербайджанский пояс может блокировать Армению и с севера.
В заключение можно добавить, что на фоне пробуксовки решения вопросов с перезапуском абхазского участка Транскавказской железной дороги, соединяющей Армению с Россией (с максимальной пропускной возможностью до 10 млн тонн грузов в год), проект Карс-Ахалкакали-Тбилиси-Баку с пропускной возможностью до 25 млн тонн грузов в год становится серьезным, дополнительно изолирующим Армению и Иран политическим и экономическим фактором в регионе.
Подготовил Аршалуйс Мгдесян
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- В Катаре предупредили, что оставят Европу без газа
- Путин сам участвовал в разработке ракетного комплекса «Орешник»
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО