Cаммит Баренцева региона в Киркенесе: Норвегия продолжает тянуть "арктическое одеяло" на себя
Москва, 5 июня, 2013, 17:42 — ИА Регнум. 3 и 4 июня 2013 года стали днями двух саммитов российского государственного руководства с европейцами. В Екатеринбурге прошел саммит Россия-ЕС, в котором участвовал президент РФ Владимир Путин, а в Киркенесе, Норвегия, прошел саммит глав правительств стран т. н. Баренцева региона, в котором принял участие премьер-министр Дмитрий Медведев. Саммит в Киркенесе примечателен тем обстоятельством, что он - юбилейный и приурочен к 20-летию создания Баренцева региона. В Киркенес, помимо премьера-министра РФ, прибыли: премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен, премьер-министр Исландии Сигмундур Гуннлейгссон, министр иностранных дел Швеции Карл Бильд, министр иностранных дел Дании Вилли Севндаль и заместитель председателя Еврокомиссии и еврокомиссар по транспорту эстонец Сийм Калас. Участие в мероприятии высших должностных лиц Дании и Исландии было обусловлено тем, что страны эти в 1993 году были в числе учредителей Баренцева региона.
Гостей в Киркенесе принимал премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг - сын архитектора Баренцева региона и главного арктического стратега Норвегии бывшего министра иностранных дел этой страны Торвальда Столтенберга. Российский премьер-министр Дмитрий Медведев использовал Киркенесскую конференцию Баренцева региона для двусторонних встреч с финским и исландским премьерами. В ходе двухсторонней встречи Дмитрия Медведева с премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом было подписано соглашение между Росграницей и Минюстом Норвегии о сотрудничестве в сфере пропускного режима на границе. По окончании саммита российский и норвежский премьеры посетили пропускной пункт Стурскуг/Борисоглебск на норвежско-российской границе. После подписания в 2013 году соглашения об упрощенном визовом режиме, количество пересечений этой границы более чем удвоилось с прежних 100 тыс. в год до 250 тыс. в 2012 году. Сейчас норвежцы ожидают дальнейшего удвоения в ближайшие три года. Российские туристы становятся все более значимым фактором экономики северной Норвегии.
Во время Киркенесской конференции прошло заседание Регионального совета Баренцева региона, в котором приняли участие прибывшие в Киркенес главы российских регионов.
В состав Баренцева региона на сегодняшний момент входят три губернии Норвегии: Нурланн, Тромс, Финнмарк; две области Швеции: Вестерботтен и Норрботтен; три провинции Финляндии: Лапландия, Северная Остроботния и Каинуу; и пять регионов Российской Федерации: Мурманская область, Архангельская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ и Республика Карелия. Территория региона составляет 1,9 млн. кв. км. Население - 6 миллионов человек.
Баренцев регион является искусственным политическим образованием, порождением национальных интересов Норвегии в приграничном регионе. Это своего рода трансграничный эксперимент норвежцев, санкционированный в свое время США. На сегодняшний момент Баренцев регион остается чисто декларативным сообществом, не имеющим общей экономической основы. Формально четыре государства-участника по очереди руководят сотрудничеством, осуществляя председательство. На деле же "управление" регионом сосредоточено в руках норвежского Баренц-секретариата, который имеет штаб-квартиру в Киркенесе в Норвегии. Баренц-секретариат является структурой норвежского МИДа. Во главе Баренц-секретариата сейчас стоит норвежский чиновник, исполняющий обязанности генерального секретаря, Рюне Рафаэльсен. Делами Баренцева региона он занимается с момента его основания в 1993 году. В центре внимания Баренцева-секретариата осуществление проектов, имеющих по большей части культурно-гуманитарную направленность. Средства для их финансирования предоставляет главным образом Норвегия. Каждый год министерство иностранных дел Норвегии выделяет норвежскому Баренц-секретариату средства, предназначенные для поддержки реализующихся в Баренцевом регионе норвежско-российских проектов. С момента основания в 1993 году Баренцев секретариат предоставил поддержку более чем 4 тыс. норвежско-российским проектам. По сути своей, деятельность Баренц-региона - это те помочи, с помощью которых норвежский МИД намеревается вести "плохое дитя" - северные российские регионы в нужном, по мнению норвежцев, направлении. Поэтому неслучайно то, что Рюне Рафаэльсен полагает, что новая Киркенесская конференция 2013 года будет "для будущего Северной Норвегии одной из важнейших политических встреч за много лет".
Еще совсем недавно в январе 2012 года норвежский эксперт Баренц-секретариата и редактор информационного ресурса Barents Review Атле Столесен сетовал, что "отсутствие глав российских и североевропейских регионов стало уже скорее правилом, чем исключением" на мероприятиях Баренцева региона. Трансграничное сотрудничество, несмотря на все заявления норвежцев, не привело к росту доверия между Востоком и Западом, особенно в обстановке начавшейся арктической гонки. Российская сторона с недоверием смотрит на многие мероприятия норвежского Баренц-секретариата. Поэтому не случайно, что редактор Barents Review Столесен констатировал: "Что касается политического Баренцева сотрудничества, включающего представителей министерств и региональных лидеров четырех стран Баренцева региона, то оно находится в неопределенном состоянии". Именно так. Поэтому Столесен абсолютно прав, когда отмечает снижение интереса к сотрудничеству в рамках самого Баренц-региона. Отсутствие на саммите премьеров Дании и Швеции, кроме прочего, подчеркнуло ревность других скандинавов к сугубо норвежскому проекту. Но уж раз Баренцев регион был провозглашен в далеком 1993 году министрами Торвальдом Столтенбергом и Андреем Козыревым, то по инерции, полагают в Москве, баренцево сотрудничество должно продолжаться, создавая еще одну переговорную площадку по арктической тематике. Как сказал вчера в Киркенесе российский премьер Медведев: "На самом деле, очень хорошо, что мы увидели разную погоду: вчера была необычная погода, сегодня - традиционная. Наверное, это и правильно". Таков главный смысл юбилейной Киркенесской конференции 2013 года, какие бы речи о замечательном сотрудничестве и достижениях не произносили на ней прочие ее высокие участники.
Главным документом Киркенесской конференции 2013 года стала совместная декларация по итогам встреч глав правительств.(1) Во многом своим содержанием означенный документ перекликается с декларацией Киркенесской конференции 1993 года, провозглашенной при учреждении Баренцева региона.
Новая декларация 2013 года содержит ряд спорных моментов. В частности, в ней утверждается: "Подписанный 15 сентября 2010 года договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане свидетельствует о решающей роли взаимного доверия в урегулировании споров и создании новых возможностей взаимодействия". Однако означенный договор встречает все больше критики в России, как противоречащий ее национальным интересам.
Далее в декларации 2013 года мы читаем: "Регион развивается настолько быстро, и не только в экономическом плане, что потребность в сотрудничестве сегодня больше, чем когда бы то ни было". Между тем, в "экономическом плане" в российской части Баренцева региона наблюдается не быстрое развитие, а устойчивая стагнация по всем направлениям социально-экономической деятельности. В частности, в Архангельской области за все время существования Баренцева региона не было создано ни одного крупного предприятия. Более того, сейчас обанкротился один из трех работающих в области целлюлозно-бумажных комбинатов. Недавно закрылась крупная птицефабрика в Няндоме. И, между тем, все пилотные проекты промышленной кооперации с норвежцами завершились без особого успеха и продолжения. Столь многообещающий проект совместного освоения с норвежцами Штокманского газового месторождения отодвигается в будущее.
В декларации утверждается: "Баренцев регион обладает инновационным потенциалом и во многом сможет стать примером для других европейских регионов". Однако за все время существования Баренцева региона его население, особенно в российской части, только сокращается, и нам неясно, где собственно этот "инновационный потенциал" проявляет себя. В регионе на Кольском полуострове, в Шведской Лапландии новые предприятия имеют исключительно сырьевую направленность.
Российский премьер Дмитрий Медведев на Киркенесской конференции предложил отменить визы для краткосрочных поездок для граждан, проживающих в Баренцевом регионе. Его предложение нашло место в общей декларации, как пожелание: "Следуя общей цели установления безвизового режима для краткосрочных поездок наших граждан, мы будем и дальше делать все возможное для обеспечения большей эффективности режима пересечения границ". Норвегия и Россия уже сделали соответствующий шаг по упрощению взаимного визового режима, подписав в 2010 году соглашение об упрощении поездок жителей приграничных территорий. Большего же достичь никак нельзя без согласия Брюсселя, поскольку и в случае Швеции, и Финляндии, и Норвегии речь идет о едином Шенгенском пространстве Европы.
В новой декларации по существу содержится только два новых примечательных положения. Одно из них является предложением российской стороны "изучить возможность создания в Баренцевом регионе отдельного финансового механизма поддержки проектов и содействия максимальному использованию инвестиционного потенциала Баренцева региона". Речь идет о попытке стимулировать то, что сейчас отсутствует в Баренцевом регионе - экономическое сотрудничество.
Другое положение декларации касается развития транспортных сетей, "объединяющих" Восток и Запад. Предлагается разработать план "развития транспортной системы Баренцева региона, охватывающего все виды транспорта и сфокусированного на создании транспортных коридоров между Россией, Финляндией, Швецией и Норвегией". Здесь надо разъяснить, что в Архангельской области "культовым проектом" двух последних десятилетий является завершение начатой в советские времена железнодорожной магистрали Белкомур, связующей Архангельск с Коми и Уралом и являющейся ответвлением Трансиба. В Архангельске проект Белкомура связывают со строительством нового морского порта на побережье Белого моря севернее Архангельска. В Архангельске полагают, что магистраль Белкомур будет питать этот порт своими грузами. Однако в условиях рыночной экономики функционирование подобного порта является нерентабельным, поскольку Белое море на полгода замерзает и навигация по нему без ледоколов невозможна.
Скандинавы, в свою очередь, оценили Белкомур в выгодном для себя смысле. Они предполагают соединить небольшой отрезок железных дорог в Финляндии со шведскими магистралями и создать транспортный коридор из России к шведским портам Ботнического залива и к северным норвежским портам, прежде всего к Бергену. В этом проекте норвежцы и шведы рассчитывают перехватить грузопоток от Мурманска. Недавно интерес к проекту Белкомур заявили китайцы. Как бы там ни было, но создание подобного транспортного коридора из России в Швецию и Норвегию с перспективой привязки к Трансибу противоречит интересам нашей страны и конкретно интересам Русского Севера, поскольку ограничивает возможности развития Мурманского порта. Необходимо учесть это обстоятельство.
В новой киркенесской декларации достаточное большое внимание уделено роли "коренных народов" в Баренцевом сотрудничестве. В документе говорится о праве коренных народов участвовать в процессе принятия решений по вопросам, затрагивающим их права. В декларации приветствуется увеличение числа трансграничных контактов и сотрудничество между коренными народами, поддерживается дальнейшее укрепление представительства коренных народов при Баренцевом секретариате. При нем сейчас функционирует рабочая группа по коренным народом. На конференции в Киркенесе глава этой рабочей группы Ларс-Андерс Баер, бывший председатель саамского парламента Швеции, стал требовать от норвежцев увеличения финансирования представительства коренных народов при Баренцевом секретариате.
Показался нам примечательным и еще один нюанс культурной политики, прописанный в последней декларации о баренцевом сотрудничестве. В документе отмечена роль в его осуществлении Баренцева регионального молодежного совета и Баренцева бюро по вопросам сотрудничества молодежи. На конференции в Киркенесе Баренцев региональный молодежный совет предложил создать летние лагеря для представителей молодежи стран региона. Как результат, положение об учреждении Баренцевой летней школы для молодежи было включено в декларацию. Однако норвежцы, согласившиеся финансировать этот проект, сразу же заявили, что Баренцева летняя школа будет формироваться из аспирантов российского Северного Арктического федерального университета (САФУ), который сейчас возглавляет лоббист норвежских интересов в Архангельске ректор Елена Кудряшова. Партнерами САФУ по летней школе для аспирантов станут норвежские университеты Тромсе и Умео. В случае с летней школой норвежцы, таким образом, не собираются просто так тратить свои деньги. Они намерены "изучать" перспективные кадры, которые Россия готовит у себя для освоения Арктики.
(1) Декларация по итогам встречи глав правительств стран - членов СБЕР Киркенес, 3-4 июня 2013 года // http://government.ru/media/files/41d46b75c7931f08b9b7.pdf
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM
- Минобороны готовит ответ на удары ВСУ ракетами ATACMS — 1007-й день СВО
- Разведка США заверила, что удары по России не повышают риск ядерной атаки
- В России растёт число женщин-предпринимателей
- Российские школьники проверят цифровую грамотность на онлайн-олимпиаде
- Четыре реактивных БПЛА уничтожили на подлёте к Мелитополю